golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 20 Сентябрь 2019 16:14

Методические рекомендации по проведению городской недели профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках!»

Пояснительная записка

Ежегодно 3 октября во многих странах, в том числе и России, проводится Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом, основной целью которого является призыв общественности к борьбе с употреблением алкогольных напитков, а также распространение сведений о вреде и необратимом действии алкоголя на человеческий организм.

Злоупотребление алкогольной продукцией является одной из основных причин социальной деградации определённой части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида. Таким образом, алкоголизм является одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.

Перед образовательными организациями стоит цель формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе профилактики употребления алкогольной продукции обучающимися образовательных организаций.

Работа по профилактике употребления алкогольной продукции в образовательной организации должна строиться на основе выполнения требований законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы. (Приложение №1)

В целях повышения эффективности работы по профилактике употребления алкогольной продукции несовершеннолетними необходимо руководствоваться Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р «Об одобрении Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».

В системе общего образования мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма являются:

- разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди обучающихся;

- пропаганда здорового образа жизни и укрепление нравственности и самосознания у детей и молодёжи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции:

а) через систему уроков в начальной школе (окружающий мир, физкультура), в основной и старшей школе (биология, ОБЖ, физкультура, обществознание);

б) через систему внеурочной деятельности и дополнительного образования (спортивные кружки, секции, занятия в творческих коллективах, студиях и клубах, факультативные занятия);

- включение всех участников образовательных отношений в профилактическую работу.

Базовым компонентом предупреждения употребления алкогольной продукции несовершеннолетними и молодёжью является профилактическая работа, ориентированная на всех обучающихся и в первую очередь – на работу с обучающимися, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкогольной продукции, а также обучающимися, находящимися в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Основными в профилактической работе являются педагогические и психологические технологии, направленные на формирование и развитие у обучающихся личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды. Одним из видов профилактической работы может стать проведение недели профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках!»

Основные подходы в организации недели профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках!» для всех участников образовательного процесса

Неделя профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках!» приурочена к Всемирному дню трезвости и борьбы с алкоголизмом.

К участию в неделе приглашаются обучающиеся 5–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, педагоги и родители образовательных организаций города Москвы.

Цель профилактической недели: снижение рисков возможного употребления обучающимися алкогольных напитков.

Задачи:

- формирование у подростков и молодёжи адекватной самооценки;
- развитие навыков общения, проявления силы воли и принятия собственных решений (выбор);
- приобщение несовершеннолетних к труду, спорту, творчеству, подвижным играм.

Условиями проведения профилактической недели являются:

- интеграция: реализация целей и задач профилактической недели осуществляется в процессе формирования у подростков и молодёжи знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

- целостность: привлечение к участию в профилактической неделе всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодёжи – образовательной организации, семьи, ближайшего окружения (привлечение педагогов, главных модераторов мероприятий недели, организация деятельности классных руководителей; выбор ученического актива, участвующего в подготовке и проведении недели; информирование и привлечение обучающихся к активной деятельности в неделе; проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся);

- комплексность: задачи формирования у несовершеннолетнего негативного отношения к употреблению алкогольной продукции реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

- безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к алкоголю;

- возрастная адекватность: содержание профилактической недели строится с учётом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учётом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление алкогольной продукции;

- разнообразие технологий и форм организации мероприятий: каждый день недели отмечается различными мероприятиями (классные часы, родительские собрания, лекции, акции, круглые столы, диспуты, тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии и т. д.) (Приложение №2).

Система образования является активным участником профилактики употребления алкоголя. Профессиональный организационный ресурс этой системы и сфера её социального влияния позволяют в рамках образовательной среды осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры несовершеннолетних и молодёжи, а следовательно, вносить существенный вклад в формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Приложение № 1

Нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 1 мая 2019 года);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р «Об одобрении Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»;

Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».

 

Приложение № 2

Примерный сценарий проведения недели профилактики употребления алкоголя «Будущее в моих руках!»

 

Приложение №3

Методические разработки с использованием электронных ресурсов:

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy.html;

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas.htmlhttp://academy.mosmetod.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=84:pravo&Itemid=102;

http://life.mosmetod.ru/;

https://uchebnik.mos.ru/catalogue.

Автор-составитель: Губанова Елена Александровна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

Ответственный за размещение информации: Губанова Е. А., методист ГМЦ ДОгМ.
Электронная почта: gubanovaea@mosmetod.ru
Контактный телефон: 8 (499) 763-67-57, добавочный 194.