8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Вторник, 12 Ноябрь 2013 12:42

Программа дополнительного образования "Юные предприниматели" для учащихся 9-11 классов. Автор: Н.С. Миронова

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«ЮНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ»

 

Автор: Миронова Нелли Станиславовна,

 

Недостаточно только иметь хороший разум,

но главное – это хорошо применять его.

Р. Декарт

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В последнее десятилетие, в течение которого жизнь в стране подвергалась кардинальным социальным переменам, а система образования и воспитания вслед за этим – многочисленным этапам модернизации, была утеряна и разрушена линия четко обозначенных воспитательных ориентиров. Данная ситуация характеризуется тем, что в рамках образовательного процесса современной школы наблюдается недостаток педагогических технологий, использующих богатейшие ресурсы нравственных ценностей, природосохраняющий образ жизни. Восполнить этот пробел могут педагогические технологии, построенные на основе социально-исследовательской деятельности.

Актуальность проблемы предпринимательской подготовки молодежи очевидна и сомнения не вызывает. Современная жизнь протекает нестабильно. Мы живем в ситуации быстро меняющегося мира. Завтрашний день может существенно отличаться от дня сегодняшнего: не успеет человек привыкнуть к одним обстоятельствам, как появляются другие. Возникает вопрос: как поспеть за быстротекущим временем, что для этого нужно делать? С одно стороны, можно «плыть по течению», с другой стороны, идти к устойчивости путем анализа возможных и прогнозируемых ситуаций, целенаправленно программировать свою деятельность. Другими словами, «предпринимать что-либо» для предопределения развития ситуации.

Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется в системе дополнительного образования. Практико-ориентированная деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута, неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют школьникам свободу выбора линии развития предпринимательства. Одна из них – образовательная, направленная на получение особой прибыли: новых знаний, возможностей, коммуникативных связей и других. Другая линия – реальная предпринимательская деятельность, нацеленная на самоопределение и развитие соответствующих способностей.

Цель программы: формирование у учащихся знаний и практические навыки по основам предпринимательской деятельности, менеджмента, коммерции, рекламе, проектно-исследовательской деятельности, составление бизнес-планов, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к риску.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

- формирование устойчивых экономических знаний;

- понимание механизма функционирования рыночной структуры;

- формирование умений принимать оптимальное решение или находить варианты решений в сложной ситуации;

- формирование у учащихся экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики;

- накопление управленческого опыта, близкого к реальному;

- понимание, что такое исследовательская деятельность и выполнение проектов.

Обучающая задача: формирование базисных знаний о предпринимательстве, бизнес-плане, рекламе, менеджменте, проектной деятельности, инвестировании, социальной защите и собственности. Формирование понимания неоднозначности экономического пространства. Развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей т.п.). Формирование умения доказательной и деликатной речи – оценки документа.

         Развивающая задача: развитие конструктивного практического взаимодействия между учащимся и учителем. Развитие пространственного воображения и пространственных представлений учащихся. Развитие эстетического восприятия экономических объектов. Умение слушать своих товарищей, ведущих и выступающих; отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу, высказывать свое мнение, обобщать мнение команды в один лаконичный ответ, ораторские навыки.

Воспитательная задача: формирование уважительного отношения к любому мнению; формирование изменения привычных норм и правил жизни учащихся за счет освоения ими новых пространств жизнедеятельности, новых механизмов взаимодействия, формирование новых интересов, следование новым стимулам.

Отличительные особенности программы:

Основными педагогическими принципами являются:

- учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;

- сохранение авторства идей и предложений учащихся;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

- личностно-деятельный подход к организации учебно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

- оптимальное сочетание форм занятий – теоретическое и практическое;

- поддержание мифа о «неповторимости нашей группы».

Так же отличительной особенностью данной программы является – при проведении занятий подключение профессионалов, которые могут более полно и доступно объяснить учащимся изучаемые темы, провести практические занятия.

Программа пересекается с учебным предметом «Экономика», но одновременно и значимо отличается, так как дает знания, которые на предмете касаются только поверхностно или вообще не касается. Поэтапное изучение разделов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление об экономике России, о типе экономике в котором мы развиваемся, способствует пониманию экономических терминов, а также многогранности экономического мира и взаимоотношений в этом мире человека. Самим полностью погрузиться в создание бизнес-плана, проведение социологических опросов, изучить действие рекламы и структуру фирмы.

Использование на занятиях игровых ситуаций, деловых игр и внедрение технологии проектного обучения с целью закрепления теоретических знаний. Между участниками распределяются роли, согласно которым разыгрывается ход событий. Содержание занятий при этом направлено на поэтапное включение школьников в проектную деятельность

Включением школьников в проектную деятельность создаются условия для развития таких предпринимательских способностей, как умение анализировать ситуации, быстро принимать решение, гибкость ума, систематически осуществлять рефлексию, продумывать логическую цепочку последовательных действий, а к неудачам и успехам относятся, прежде всего, как к факторам личностного роста.

 

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Программа рассчитана на два года обучения и предназначена учащимся 9-11 классов. Численность в группе – 15-17 человек. Особенностей набора нет. Свободный выбор подростков.

Режим занятий:

Общее количество - 144 часа (первый год- 72 часа, второй год- 72 часа). Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 1 часу первый год обучения и 2 раза в неделю по 1 часу второй год обучения.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Механизм оценки результатов деятельности достаточно гибкий: деловые игры, тесты, тренинг задания, коллективные обсуждения, написание рефератов, конкурсы творческих работ, презентация бизнес-планов, разработка проектов и исследовательских работ.

Проведение всех этих форм занятий является воспитательной работой. В результате занятий у обучающихся должны развиться такие личностные качества, как трудолюбивость, сила воли, доброжелательность, умение слушать других, коммуникабельность, концентрировать внимание на порученном деле.

 

Ожидаемые результаты:

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

- экономические понятия: бизнес, менеджмент, маркетинг, договор, бизнес-план, предпринимательская деятельность, реклама, прибыль, рентабельность;

- особенности управления структур рыночной экономики;

- основные организационно-правовые формы предпринимательства;

- основы теории и практики предпринимательской деятельности;

- систему инфраструктуры бизнеса: товарный рынок, рынок труда, финансовый рынок;

- виды рекламы;

- типы проектов.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

- создать собственную фирму, включая ее государственную регистрацию;

- составить бизнес-план;

- уметь собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;

- принимать решения с учетом всей доступной информации;

- делать мультимедийную презентация, составлять тезисы и речь выступления.

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

- знать экономические понятия: инвестирование сбережений, предпринимательский риск, финансовый план, страхование, бизнес-план, собственность, электронные деньги и т.д.;

- правовое регулирование экономики;

- как выступать публично;

- основы теории и практики предпринимательской деятельности;

- работу банков;

- защиту трудовых прав несовершеннолетних.

По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

- провести социологический опрос или маркетинговые исследования, сделать анализ и оформить опрос в программе Excel или Microsoft Word;

- составить бизнес-план;

- делать презентацию в PowerPoint;

- собирать и изучать материалы различных источников, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;

- уметь создать свой деловой имидж;

Сейчас каждый пятый учащийся хочет пойти учиться на управленца, менеджера и экономиста. Способность к предпринимательской деятельности обнаруживается лишь у 10-15% людей. Как показывает практика, именно у этой группы проявляется талант в самостоятельном проектировании своей предпринимательской траектории, в самоопределении и самоорганизации, включая целеполагание, достижение целей и т.п. Программа поможет учащимся определить в себе многие способности. В программе предусмотрены встречи со специалистами различного уровня, что даст учащимся представления о работе людей разных профессий в экономической системе.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

 

 

В том числе

Наименование тем и разделов

Общее количество часов

теоретических

практических

Введение

1

1

 

1. Экономика сегодня и завтра…

12

6

6

2. Предпринимательская фирма.

18

9

9

3. Реклама.

 

7

3

4

4. Судебная форма защиты нарушенных прав

 

7

3

4

5.   Проектирование и организация предпринимательской деятельности.

 

 

25

9

16

Итоговое занятие

2

 

2

Итого часов:

72

31

41

Учебно-тематический план второго года обучения

 

В том числе

Наименование тем и разделов

Общее количество часов

теоретических

практических

Введение

1

1

 

1. Правовые аспекты в экономике.

8

4

4

2. Экономика фирмы. Персональная экономика.

10

5

5

3. Банк и деньги.

6

3

3

4. Трудовое право.

 

8

4

4

5.   Проектирование и презентации.

35

15

20

Итоговое занятие

 

4

 

4

Итого часов:

72

32

40

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения.

Введение.

Введение в программу. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.

Практические занятия:

- Тест для определения предпринимательских способностей у учащихся.

Раздел 1. Экономика сегодня и завтра.

Тема 1.1. Бизнес в экономике современной России.

         Понятие бизнеса. Бизнес и экономика. Деловые интересы, собственность, капитал, доход. Общественный характер деятельности в сфере бизнеса. Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Бизнес и право. Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения. Бизнес и политика. Бизнес в рыночной экономике. Предпринимательский климат в России.

Практические занятия:

- Технические задания: определение вещей, производимых на предприятии, а какие - на фирме; роли людей в различных ситуациях;

- Ролевая игра «Пойми меня»;

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа

Тема 1.2. Инфраструктура бизнеса.

               Понятие инфраструктуры. Основные элементы инфраструктуры бизнеса. Товарный рынок. Рынок труда. Финансовый рынок. Информационный рынок. Консультационные (консалтинговые) компании. Рекламные агентства.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа

- Разработать систему мотивации старухи Шапокляк, чтобы она захотела помогать людям (рынок труда – мотивация работников);

- Техническое задание: определение самостоятельности географических рынков по представленным заданиям (товарный рынок).

- Деловая игра «Рынок кофе».

Тема 1.3. Менеджмент и маркетинг.

               Управление и менеджмент. Успешные менеджеры. Какие они? Умение ставить цели, принимать решения, планировать. Общение и конфликты. Этика и этикет менеджера. Возникновение и эволюция маркетинга. Сегментирование рынка. Позиционирование. Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение маркетинговых исследований.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа

- Деловая игра «Заработать на жизнь».

- Экскурсия в музей отечественного предпринимательства (Стремянный пер. д.28, стр. 1).

Раздел 2. Предпринимательская фирма.

Тема 2.1. Формы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

               Понятие физического и юридического лиц. Понятие предпринимательской фирмы и ее виды. Предприятия частного сектора. Полное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество (открытое и закрытое). Простое товарищество. Объединение предприятий. Малые предприятия. Предприятия государственного сектора. Предприятия с иностранным капиталом. Оффшорные зоны. Свободные экономические зоны.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа.

- Тренинг задания: нарушение фирмами антимонопольного законодательства; определение документов для открытия юридического лица;

- Техническое задание: опишите 2-3 предпринимательские идеи, которые следует реализовать в деятельности школы.

 

Тема 2.2. Организация предпринимательской деятельности. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций.

Организация и регистрация предпринимательской фирмы. Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы. Концептуальная идея. Цели создания предприятия. Организационный этап создания предпринимательской фирмы. Устав. Учредительный договор о создании фирм. Регистрация в государственных органах. Реорганизация фирмы. Ликвидация фирмы. Банкротство.

Практические занятия:

- Деловая игра «Спаси фирму от банкротства».

- Круглый стол с работником банковской системы «Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Тема 2.3. Индивидуальный предприниматель.

Индивидуальное предпринимательство: возраст, необходимый для занятия им, правовой статус индивидуального предпринимателя (его права и обязанности), экономическая роль малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель и законы. Плюсы и минусы индивидуального предпринимательства.

Практические занятия:

- Техническое задание: собрать и оформить документы для получения свидетельства индивидуального предпринимателя;

- Реферат на тему «У меня есть миллион- какую фирму мне открыть»;

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа.

Тема 2.4. Договор. Виды договоров. Заключение и исполнение договоров. Доверенности.

Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора: существенные и несущественные условия. Форма договора. Виды договоров. Порядок заключение договоров. Стадии заключения договора. Способы обеспечения исполнения договора: неустойка, залог, удержание, поручительство, задаток. Понятие доверенности. Три вида доверенности. Оформление доверенности, передоверие. Форма и срок действия доверенности.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа;

- Составление контракта для Вини - Пуха, которого наняли менеджером на кондитерскую фабрику, чтобы конфеты не пропадали;

-         Техническое задание: оформление доверенности (сами практически учатся оформлять доверенность и заполнять ее).

Раздел 3. Реклама.

Тема 3.1. Реклама. Виды рекламы.

Понятие рекламы. Виды рекламы. Информационная реклама. Увещевательная реклама. Сравнительная реклама. Напоминающая реклама. Подкрепляющая реклама. Российское законодательство о применении рекламы. Авторское право и смежные права на рекламу. Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Право доступа к информации.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа;

- Разработка своих правил для наружной рекламы.

- Тренинг задание: существенные различия в поведении фирм к рекламе.

Тема 3.2. Основные принципы создания наружной рекламы.

Изучение эффективности рекламных компаний.

Восемь правил по созданию наружной рекламы. Пять основных элементов, которые всегда используются в рекламе. Запоминание в психологии рекламы. Хранение информации в психологии рекламы. Подходы к продвижению товаров на потребительском рынке. Облегчение вспоминания. Узнавание. Физиологические измерения. Методы изучения продаж. Возврат купонов.

Практические занятия:

- Изготовление наружной рекламы на формате листа А3, учащиеся делают рекламу своей виртуальной фирмы или продукции какого-либо товара;

- Конкурс рекламных работ.

Раздел 4. Судебная форма защиты нарушенных прав.

Тема 4.1. Рассмотрение экономических споров.

Понятие экономических споров. Виды экономических споров: преддоговорные споры; договорные споры; споры о нарушении прав собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры с государственными органами; споры о деловой репутации, товарных знаках.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа;

- Круглый стол «Кто прав, кто виноват»;

- Встреча с судебным исполнителем.

Тема 4.2. Судебный порядок рассмотрения споров. Исковая давность.

Суд как гарант прав личности. Звенья и инстанции судебной системы. Истец и ответчик. Судебные расходы. Доказательства: объяснения сторон, свидетельские показания, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения эксперта. Обжалование судебных решений. Понятие исковой давности. Сроки исковой давности.

Практические занятия:

- Составление и подача искового заявления в суд;

- Ролевая игра «Мы и суд»;

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа

Раздел 5. Проектирование и организация предпринимательской деятельности.

Тема 5.1. Структура работы над проектами. Методика работы над проектами.

Что такое проектная деятельность учащихся. Типология проектов. Особенности различных видов учебных проектов: индивидуальные и групповые, монопредпетные и межпредметные, информационные, практико-ориентированные, телекоммуникационные. Предпроектная деятельность. Реализация плана действий. Подготовка учащихся к работе над проектом. Выбор проблемы. Форма выявления и анализа проблемы. Сбор информации. Информация из писем и интервью. Разработка собственного варианта решения проблемы. Петиции. Реализация плана действий команды учащихся. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта. Рефлексия

Практические занятия:

- Тренинг задание: придумай название и цель проекта по типу проектов, проследить соответствие названия и цели;

- Разработка проекта (черновой вариант).

Тема 5.2. Понятие и цели бизнес-плана. Создание бизнес-плана.

Понятие бизнес-плана. Четыре типа бизнес-планов. Принципы создания бизнес-плана. Финансовые ресурсы фирмы. Компьютерные программы по созданию бизнес-плана. Прибыль. Рентабельность. Трудовые ресурсы. Маркетинг. Конкурентоспособность.

Практические занятия:

- Просмотр видеофильма «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи г. Москвы»;

- Создание бизнес-плана своей виртуальной фирмы;

- Конкурс творческих работ «Продукция моей фирмы».

Тема 5.3. Перевод проектов из образовательного пространства в сферу реальной экономики.

Создание реально функционирующих компаний, нуждающихся в проектных идеях. Экономический и маркетинговый анализ ситуаций внедрения и эксплуатации проектов.

Практические занятия:

- Проведение анализа своей виртуальной фирмы с существующей ситуацией в экономике;

- Встреча с сотрудником центра социально-трудовой адаптации молодежи МЦТИЗМ «Перспектива»;

Итоговое занятие

Презентация бизнес-планов. Награждение лучших учащихся.

Подведение итогов за год.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения.

Введение.

Введение в программу. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.

Практические занятия:

- Тест для определения предпринимательских способностей у учащихся.

Раздел 1. Правовые аспекты в экономике.

Тема 1.1. Правовое регулирование экономики.

Отношения между субъектами бизнеса. Правовые документы. Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения. Нормы международного права. Специальное хозяйственное законодательство. Подзаконные нормативные документы.

Практические занятия:

- Техническое задание: дана отрасль российского права – предмет регулирования, законы и кодексы.

Тема 1.2. Организационно-правовые формы предприятий.

               Понятие физического и юридического лиц. Понятие предпринимательской фирмы и ее виды. Предприятия частного сектора. Полное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество (открытое и закрытое). Простое товарищество. Объединение предприятий. Малые предприятия. Предприятия государственного сектора. Предприятия с иностранным капиталом. Оффшорные зоны. Свободные экономические зоны.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа.

- Тренинг задания: нарушение фирмами антимонопольного законодательства; определение документов для открытия юридического лица;

- Техническое задание: опишите 2-3 предпринимательские идеи, которые следует реализовать в деятельности школы.

Тема 1.3. Собственность.

Право собственности. Частная собственность. Государственная собственность. Муниципальная собственность. Иные формы собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Общая собственность. Защита права собственности и других вещных прав. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Право на фирменное наименование, товарный знак. Знак обслуживания и наименования места происхождения товара. Наследование права собственности и интеллектуальной собственности.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика право». 1С:Школа;

- Тренинг задание: установи очередь наследования.

Раздел 2. Экономика фирмы. Персональная экономика.

Тема 2.1. Инвестирование: виды инвестиций, доходность и риски. Финансовые инвестиции.

Инвестиционный фонд. Инвесторы. Объекты инвестирования. Функции инвестиционных фондов в России. Открытые и закрытые инвестиционные фонды. Организация и финансирование инвестиционных фондов в России. Запреты и ограничения в деятельности инвестиционного фонда. Страховые компании.

Практические занятия:

- Встреча со страховым агентом;

- написание рефератов на тему: «История инвестиций в России».

Тема 2.2. Персональная экономика.

Денежные доходы населения. Прожиточный минимум. Потребительское поведение. Личный и семейный бюджет. Сбережения и вклады. Личные жизненные стратегии.

Практические занятия:

- Техническое задание: « подсчитать затраты на совершение сделки - поездка на оптовый рынок»;

- Составить баланс доходов и расходов в месяц и год;

- Составление «продуктовой корзины» в России.

 

Раздел 3. Банк деньги.

Тема 3.1 Банк и его задачи.

Понятие банка и его задачи. Банковская система в РФ. Центральный банк, его функции. Виды банковских операций. Для чего экономике нужны банки? Договор банковского счета: права и обязанности сторон. Формы расчетов используемые в РФ: расчеты по аккредитиву, инкассо, чеками. Защита прав вкладчиков при банкротстве банков.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа;

- Экскурсия в местный банк.

Тема 3.2. Мир денег.

Дар богини Монеты. Монетарная политика. Бумажные деньги. Электронные деньги. Как работает технология электронных денег. Безопасность он-лайн платежей. Почему платежные системы непопулярны? Будущее платежных систем. Кредитные карты: история и современность. Что надо знать при выборе кредитной карты.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика» - практикум. 1С:Школа;

- Образовательная игра «Исчезновение денег».

 

Раздел 4. Трудовое право.

Тема 4.1 Этика и мораль предпринимательства.

Самопрезентация и имидж человека. Схема имидж - составляющих. Тактика делового общения. Конфликты. Переговоры. Искусство ведения дискуссии и политики. Технология деловых собеседований.

Практические занятия:

- просмотр презентации «Мы и наш образ»;

- деловая игра «Юридический консультант – трудовое право»;

- конкурс творческих работ «Мой имидж».

 

Тема 4.2 Труд и социальная защита.

Система регулирования занятости населения. Система высшего и среднего специального образования. Служба занятости: государственные и коммерческие. Биржа труда. Государственный фонд занятости. Профессиональные союзы, работающих по найму. Защита гражданских и трудовых прав. Защита трудовых прав несовершеннолетних. Забастовки и правила их проведения.

Практические занятия:

- Видеосюжеты из программы «Экономика и право». 1С:Школа;

- работа с диаграммами «Современные тенденции в развитии производительных сил»;

- встреча с сотрудником центра социально-трудовой адаптации молодежи МЦТИЗМ «Перспектива».

Раздел 5. Проектирование и презентация.

Тема 5.1. Проведение социологических исследований.

Для чего нужен социологический опрос. Определение проблемы и цели исследования. Разработка плана исследования: тип собираемой информации, методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. Основные способы опросов: индивидуальное интервью, групповое интервью, опрос по почте, интервью по телефону. Инструменты исследования: механические устройства и анкеты. Типы вопросов: закрытые и открытые. Составление выборки. Сбор информации. Анализ информации и представление полученных результатов.

Практические занятия:

- Провести исследование с использованием всех известных вам методов исследования, проанализировать собранную информацию, представить результаты исследования и сделать график, диаграмму, гистограмму или другой графический вид исследования в программе Excel или Microsoft Word.

 

Тема 5.2. Мультимедийные развивающие среды в проектной деятельности. Информационные и коммуникативные технологии. Мультимедийные диски. Обмен информацией по электронной почте с компетентными в избранной области специалистами. Ввод различной информации: сканер, фото- и видеокамера, микрофон в компьютер; компоновка и хранение. Компьютерные программы по созданию бизнес-плана. Создание бизнес-плана в компьютерной программе «Бизнес-план».

Практические занятия:

- Провести анализ своего бизнес-плана с компьютерным бизнес-планом.

 

 

Тема 5.3. Основы подготовки презентаций.

Виды презентационных проектов. Программа PowerPoint – создание качественных презентаций. Как создать презентацию. Общее оформление презентаций. Редактирование слайдов: текст, графические изображения, рисование, графики и диаграммы, мультимедиа. Демонстрация презентации на экране. Создание слайд - презентаций.

Практические занятия:

- Просмотр презентаций учащихся, прошлых лет обучения;

- Создать стандартную слайдовую презентацию.

Тема 5.4. Публичное выступление.

Основные элементы подготовки публичного выступления. Структура выступления. Стержневая идея. Элементы речи. Принцип ведения делового разговора. Как понравиться людям. Как склонить людей к вашей точке зрения. Как выработать уверенность в себе.

Практические занятия:

- ролевая игра: «Встреча» (встреча двух друзей, незнакомцев, разговор в метро);

- круглый стол «Как выработать в себе уверенность» с психологами школы.

Тема 5.5. Портфолио проекта.

Папка проекта, предъявляемая на защите проекта. Состав проектной папки. Наполнение проектной папки. Анализ работы, проделанной в течение проектного периода.

Практические занятия:

- сделать оценку работы проектной группы в целом и каждому ее участнику.

Итоговое занятие

Презентация бизнес-планов. Анкетирование по итогам проектной работы учащихся. Награждение лучших учащихся.

Подведение итогов за два года обучения.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа составлена таким образом, что теоретические знания сразу закрепляются практически. В программе большое количество времени отводится практическим занятиям, что способствует лучшему ускорению трудного материала.

Учащимся должно быть интересно с первого занятия до последнего. На это направлено как содержание, так и методическая система курса. Последовательность тем на первый взгляд лишена жесткой логики. На самом деле логику диктует учет психоло-педагогических особенностей учащихся 9-11 классов. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области экономики, права и других сфер жизни.

Основные формы работы:

- Предметно-тематическое общение. Разбор новых понятий, терминов;

- наглядный метод или объяснительно-иллюстративный. Просмотр документов, видеофильмов закрепляет теоретические знания и понятия, а также экскурсия;

- тренинг занятия и круглые столы помогают раскрепощению, умению держать себя при публичном выступлении;

- лекции в виде слайдовых презентаций;

- применение активных форм обучения - защита собственных проектов, мастер класс – встречи с профессионалами;

-игровой метод, стимулирующий рост мотивации к обучению, развивающие потребности самостоятельной работы с различными источниками знаний.

Цели деловых игр:

- «Заработать на жизнь». Способствует лучшему взаимопониманию взаимозависимости между фирмами и домашним хозяйством. Название игры подчеркивает причину, лежащую в основе развития экономической системы и заставляющую людей действовать в ней, - стремление заработать на жизнь (экономические стимулы)

- «Рынок кофе». Моделируется работа конкурентного рынка. Эта игра демонстрирует, как под влиянием спроса и предложения устанавливается равновесие на рынке. Должны научиться анализировать поведение продавцов и покупателей на конкурентном рынке. Как устанавливается рыночная цена.

- «Спаси фирму». Учащиеся пробуют на различных видах реорганизации и путем слияния спасти фирму от банкротства.

- ролевая игра «Мы и суд». Каждый может попробовать себя в роли судьи, истца и ответчика. Понять, для чего нужно предпринимателю разбираться в основных законах, касающихся его деятельности.

- «Юридический консультант – трудовое право». Подвести учащихся к выводу о том, что дети и подростки в России защищены Трудовым кодексом даже в большей степени, чем взрослые, что каждый человек должен знать законы и свои права и уметь использовать эти знания в жизни.

Методика учитывает возрастные и характерные возможности, уровень учащихся, а также выбор той или иной роли в различных мероприятиях. После каждой игры подводится итог: коллективный анализ результатов. Кроме того, педагог выступает в обсуждении как равный партнер по бизнесу, создавая тем самым атмосферу увлеченности и ответственности

Основной метод организации учебно-воспитательного процесса:

Для формирования мотивации ребенка к работе по данной программе руководитель выступает на родительских собраниях в каждом классе, где представляет информацию о программе, ее целях и задачах, о том, чему ребенок может научиться, какие навыки и умения сможет приобрести, какие методы используются для работы с детьми. Все родители могут участвовать в организации занятий и получать консультации по работе секции.

 

Средства, необходимые для реализации программы:

Материально-техническое обеспечение:

1.Раздаточный материал на каждого учащегося:

- Устав Общества с ограниченной ответственностью;

- Учредительный договор Общества с ограниченной ответственностью;

- Устав Открытого Акционерного Общества:

- Учредительный договор Открытого Акционерного Общества;

- Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя;

- ИНН;

- Страховое свидетельство;

- Свидетельство о регистрации юридического лица;

- Сертификаты соответствия на различные продукты;

- Страховой полис медицинского страхования;

- Бланки административных правонарушений;

- Бухгалтерский баланс;

2.Видеофильмы и компьютерные программы:

- «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи г. Москвы»;

- Интерактивная учебная компьютерная программа «Право и экономика», программа 1С:Школа для учащихся , М., 2005г.

- Интерактивная учебная компьютерная программа «Экономика»-практикум, программа 1С:Школа для учащихся , М., 2005г.

3. Компьютер; телевизор; видеомагнитофон; доска.

 

СПИСОК ТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ:

- «Личный бюджет: проблема отсутствия доходов»;

- «Рынок образовательных услуг в России и любой другой страны: сравнительный анализ»;

- «Поведение потребителей в процессе принятия решения о покупке»;

- «Маркетинговые исследования рынка загородных коттеджей»»

- « Налоговые системы России, США и Японии»;

- «Внешний долг Российской Федерации»;

- «Роль российских и иностранных рекламных компаний в расширении экономических связей»;

- « Влияние отсутствия рынка труда на условия жизни и возможности адаптации к рыночной экономике людей проживающих в сельской местности»;

- «Паевые инвестиционные фонды»;

- «Экономические проблемы утилизации твердых бытовых отходов в Московском регионе»;

- «Информационные технологии в управлении»;

- «Оценка эффективности маркетинговой деятельности торгового предприятия»;

- «Анализ фирмы»;

- «Разработка бизнес – плана ________»;

- « Выбор стратегии как фактор эффективного развития бизнеса на примере________»;

- «Фирма и ее деятельность в условиях рыночной экономики»;

- « Особенности развития экономки в Японии»;

- «Золотая середина», или Средний класс в России»;

- «Сравнение банковских систем Великобритании и России»;

- «Анализ факторов, влияющих на прибыль»;

- «Менеджмент в современной школе»;

- «Влияние изменение климата на экономику сельского хозяйства в России»;

- «Как экономить деньги?»;

- «Финансовые вложения Германии в экономику России с начала 90-х годов»;

- «Свободные экономические зоны»;

- « Работающие подростки: как совместить учебу и работу»;

- «Практика налогообложения доходов лиц свободных профессий»;

- «Налогообложение доходов лиц свободных профессий»;

- « Налогообложение предприятий малого бизнеса»;

- «Процедура подготовки и сдачи налоговой декларации»;

- «Конъюктура банковских услуг в районе_________»;

- «Экономический анализ произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?»»;

- «Проблема похудения: экономические и биологические аспекты»;

- « Как купить вексель?»;

- «Как получить визу?»;

- «Что делать, если обманули в магазине?»;

- «Как найти работу?»;

- « Разработка экономической игры».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Азимов Л.Б., Журавская Е.Б. Уроки экономики в школе (активные формы преподавания) - М., АспектПресс, 1998 г.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации - М., 2000г

3. Гундырин С.Н., Гундырина А.Н. Маркетинг, М., ВитаПресс, 2006г.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая, третья) - М., 2003 г.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - М., 2002 г.

6. Ментс М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге - СПб., 2001 г.

7. Основы бизнеса. Пособие для преподавателей - М., 2002 г.

8. Розанова Н.М. Моя фирма - М., ВитаПресс, 2006г.

9. Рубин Ю.Б. Рекламное дело. Учебное пособие для институтов - М., 2003 г.

10. Симоненко В.Д., Степанченко Т.А. Азбука потребителя - М., ВитаПресс, 2006 г.

11. Современная экономика. Пособие для преподавателей и учащихся старших классов - М., Вита-пресс, 2001 г.

12. Уаттс М. Экономика для старших классов. Активные формы обучения - М., МЦЭБО, 2003 г.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации - М., 1999 г.

Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей:

 

1. Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина – М., «ЭКСМО», 2003 г.

2.Аллан Пиз. Язык телодвижений - М., «ЭКСМО» 2001г

3. Дейл Карнеги. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично - М., 1995 г.

4. Занимательная энциклопедия практической экономики. Книга для ученика. Т.1, Учеб. пособие для 9-11 классов, СПб., 2000г.

5. Защита прав учащихся и студентов - М., «ЭКСМО», 2005г.

6. Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Право и экономика. Часть 1,2, хрестоматия.., издательство - М., Вече., 2003г.

7. Спека М.В. Самоучитель PowerPoint 2003 – М., «Диалектика», 2004 г.

8. Сборник типовых договоров - М., любое издание, 2005 г.