golos

8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 30 Ноябрь 2018 18:34

Методические рекомендации для учителей информатики образовательных организаций об особенностях подготовки учащихся к ГИА 2019 года по информатике

В целях повышения уровня подготовки учащихся к ГИА по информатике целесообразно ознакомиться с результатами экзамена прошлого года и использовать материалы анализа при планировании работы по подготовке к экзамену 2019 года. Аналитические материалы результатов Единого Государственного экзамена по информатике 2018 года представлены на сайте Федерального института педагогических измерений в разделе «ЕГЭ и ГВЭ-11. Аналитические и методические материалы».

При подготовке учащихся к экзамену рекомендуется соотнести темы уроков в календарно-тематическом планировании и задания экзаменационной работы, для выполнения которых необходимо владеть знаниями и умениями, осваиваемыми на данном уроке.

В рамках подготовки учащихся к экзамену необходимо включать аналогичные экзаменационным задания в содержание учебных занятий и использовать на различных этапах урока: при актуализации знаний, объяснении материала и его первичном закреплении предлагать их в качестве домашнего задания. Рекомендуется использовать задания на уроках обобщения и систематизации знаний и в проверочных работах. Целесообразно предлагать задания, обеспечивающие проверку сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Шире предлагать задания, условия которых сформулированы в различных друг от друга форматах. Рекомендуется задействовать возможности Московской электронной школы, электронный образовательный контент библиотеки МЭШ для разработки заданий, включения их в сценарии уроков и эффективного использования в рамках подготовки к ГИА.

При подготовке учащихся к экзамену целесообразно на учебных занятиях акцентировать внимание учащихся на типичных ошибках и ошибочных подходах к выполнению заданий, формировать у выпускников умения анализировать условия заданий и на основе этого определять верные пути их решения, а также грамотно и корректно записывать решения заданий.

Целесообразно шире использовать задания, требующие от учащихся комплексного применения знаний, умения применять знания в обновлённой ситуации или когда для решения необходимо самостоятельно составить алгоритм решения, отличающийся от ранее отработанных.

Большое значение для успешного выполнения заданий имеет высокий уровень сформированности не только предметных планируемых результатов, но и метапредметных, основу которых составляют универсальные учебные действия. Именно владение последними позволяет осуществлять поиск необходимой информации, извлекать её из условия задания, анализировать, преобразовывать информацию в нужную форму в соответствии с требованиями, выстраивать индивидуальный алгоритм решения.

На ЕГЭ по информатике в 2018 г. использовалась та же экзаменационная модель контрольных измерительных материалов, что и в предыдущем году. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, которыми охватываются следующие содержательные разделы курса информатики:

  • информация и её кодирование;
  • моделирование и компьютерный эксперимент;
  • системы счисления;
  • логика и алгоритмы;
  • элементы теории алгоритмов;
  • программирование;
  • архитектура компьютеров и компьютерных сетей;
  • обработка числовой информации;
  • технологии поиска и хранения информации.

Средний процент выполнения заданий по всей работе – 58,0 (в 2017 г. – 54). Как и в предыдущие годы, наиболее низкие результаты участники экзамена продемонстрировали при выполнении заданий по разделам «Основы алгебры логики» и «Алгоритмизация и программирование».

Следует обратить особое внимание на темы, с которыми у экзаменуемых возникли затруднения при выполнении заданий, контролирующих следующие знания и умения:

- знание о методах измерения количества информации;
- умение определять объём памяти, необходимый для хранения графической информации;
- знание базовых принципов адресации в компьютерной сети;
- умение исполнять рекурсивный алгоритм;
- умение анализировать алгоритмы и программы;
- знание основных понятий и законов математической логики;
- умение строить и преобразовывать логические выражения;
- умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Самые высокие результаты участники ЕГЭ показывают при выполнении заданий базового уровня на применение известных алгоритмов в стандартных ситуациях. В то же время при выполнении ряда заданий базового уровня сложности у выпускников возникают проблемы.

При подготовке к экзамену в 2019 году следует обратить внимание на следующие моменты.

При выполнении заданий, проверяющих умение определять объём памяти, необходимый для хранения графической информации, выпускники, как правило, легко справляются с первым подготовительным шагом – определением максимального количества двоичных разрядов, которое можно отвести для кодирования одного пикселя, хотя иногда допускают элементарные арифметические ошибки при умножении/делении чисел, являющихся степенями числа 2, оценивании значения простой дроби, определении количества битов в Кбайте (Мбайте).

Типичная содержательная ошибка участников ЕГЭ – подмена количества двоичных разрядов (битов), минимально необходимого для хранения целочисленных значений из заданного диапазона (палитры), количеством этих значений. Причина неверного выполнения такого рода заданий – пробелы в знаниях об алфавитном подходе к измерению количества информации и кодировании сообщений словами фиксированной длины над заданным алфавитом (как двоичным, так и другой мощности).

Обратить внимание на задание, проверяющее умение исполнить рекурсивный алгоритм. Несмотря на то, что это задание базового уровня, в 2018 году процент выполнения его выпускниками остался достаточно низким.

Основная содержательная ошибка при выполнении такого типа заданий базового уровня – неспособность построить верную последовательность косвенных рекурсивных вызовов. Фактически это задание на проверку умения исполнить алгоритм с простым ветвлением и вызовом элементарной функции, записанный на языке высокого уровня.

Следующим «проблемным» заданием стало задание, проверяющее знание базовых принципов адресации в сети.

Первым подготовительным шагом при выполнении этого задания является перевод элементов IP-адреса, существенных для решения задачи, из десятичной системы счисления в двоичную. К сожалению, уже на этом этапе участники ЕГЭ допускают арифметические ошибки по невнимательности. Одна из причин 8 содержательных ошибок, допускаемых при выполнении данного типа заданий, – отсутствие верного представления о формате маске сети (слева направо в её двоичных разрядах сначала следуют единицы, затем – нули). Другой распространенной причиной ошибок является недостаточная сформированность метапредметного навыка анализа простых типичных для курса информатики математических операций, к которым относится поразрядная конъюнкция.

Анализ выполнения экзаменационных заданий базового уровня выпускниками показал, что типичными недостатками в образовательной подготовке участников ЕГЭ по информатике в 2018 г. являются пробелы в базовых знаниях курса информатики, наиболее значимыми из которых являются алфавитный подход к измерению информации и кодирование информации словами фиксированной длины над некоторым алфавитом.

Подводя итоги ЕГЭ 2018 г. по информатике, как и в прошлом году, следует констатировать, что такая фундаментальная тема курса информатики, как «Алфавитный подход к измерению количества информации», по-видимому, изучается недостаточно глубоко в значительном количестве образовательных организаций. Об этом свидетельствует невысокий средний процент выполнения заданий по этой теме, особенно среди самой многочисленной группы участников с результатами в диапазоне 41–60 т.б. Рекомендуется максимально математически строгое (насколько это возможно в пределах школьного курса) изложение этой темы с обязательной чёткой формулировкой определений, доказательством формул и фактов, применяемых в решении задач, в сочетании с иллюстрированием теоретического материала примерами. При рассмотрении двоичного алфавита необходимо демонстрировать обучающимся глубокую связь темы «Алфавитный подход к измерению количества информации» с темой «Двоичная система счисления», чтобы последняя не воспринималась обучающимися как имеющая отношение лишь к особенностям реализации компьютерных логических схем.

Также необходимо подробно рассмотреть важную с точки зрения измерения количества информации тему «Кодирования информации сообщениями фиксированной длины над заданным алфавитом». При этом следует добиться полного понимания обучающимися комбинаторной формулы, выражающей зависимость количества возможных кодовых слов от мощности алфавита и длины слова, а не её механического заучивания, которое может оказаться бесполезным при изменении постановки задачи. Также важно обращать внимание обучающихся на связь этой темы с использованием позиционных систем счисления с основанием, равным мощности алфавита.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ 2019 г. так же, как и в прошлые годы, следует обратить особое внимание на усвоение теоретических основ информатики, в том числе раздела «Основы логики», с учётом тесных межпредметных связей информатики с математикой, а также на развитие метапредметной способности к логическому мышлению.

При выполнении заданий с развёрнутым ответом значительная часть ошибок экзаменуемых обусловлена недостаточным развитием у них таких метапредметных навыков, как анализ условия задания, способность к самопроверке. Очевидно, что улучшение таких навыков будет способствовать существенно более высоким результатам ЕГЭ, в том числе и по информатике. Наиболее распространенной содержательной ошибкой в задании 24 является выявление и исправление только одной допущенной «программистом» ошибки из двух возможных, той, которая «лежит на поверхности». В задании 25 такой ошибкой является отсутствие изменения значений элементов массива. В задании 26 типичной причиной ошибок в ответе является отсутствие у экзаменуемых представления о выигрышной стратегии игры как наборе правил, в соответствии с которыми выигрывающий игрок должен отвечать на любой допустимый ход противника. Отсюда берутся неверные ответы, представляющие зачастую просто один или несколько вариантов развития игры без требуемого анализа и обоснования. В ответах на задание 27 часто встречались логические ошибки, связанные с недостаточно полным рассмотрением всех возможных вариантов расположения пар чисел в последовательности.

Модель КИМ 2019 г. по сравнению с 2018 г. не изменится. Останутся теми же, что и в 2015–2018 гг., количество заданий, их уровни сложности, проверяемые элементы содержания и умения, максимальные баллы за выполнение заданий.