8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 15 Декабрь 2014 22:00

Программа элективного курса "Компьютерная графика"

Общественная экспертиза нормативных документов в области образованияАвтор: Компанеец В.В.

Название учебного предмета(курса): «Компьютерная графика»
(программа размещена на сайте " Общественная экспертиза нормативных документов в области образования" в разделе  Авторские элективные курсы

1. Пояснительная записка
Компьютерная графика – одно из развивающихся направлений информационных технологий. В компьютерной графике можно выделить следующие направления: векторная и растровая компьютерная графика, разработка и создание анимированных объектов, разработка и оформление интерактивных элементов для web-страниц.
Элективный курс «Компьютерная графика» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность. Курс способствует развитию познавательной активности обучающихся и творческого мышления, а также профориентации.
Визуальная составляющая современных информационных технологий базируется на красочных графических элементах, разнообразных видах анимации, интерактивных элементах управления. Любой продукт информационных технологий не сможет привлечь внимание пользователя без графической и анимационной составляющих. Создание продукта, содержащего коллекции изображений; текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, составляет основу компьютерной графики и анимации.
Знания и умения, приобретённые в результате освоения курса, могут быть использованы обучающимися в таких областях знаний, как физика, химия, биология и других, они также являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации и видеомонтажа. Следует также отметить, что часть заданий Единого государственного экзамена (задания А) требуют знания основ компьютерной графики, кодирования цвета и изображения.

1.1. Цели реализации программы
Создать условия, обеспечивающие личностное, познавательное и творческое развитие обучающегося в процессе изучения основ графики и анимации с использованием компьютерных технологий. Освоить элементы профессиональных задач специалиста по рекламе и web-дизайну.

1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются:
• формирование навыков работы с растровыми и векторными изображениями;
• изучение сочетания цветовой гаммы фона и символов;
• формирование навыков умения работы с цветом изображения;
• изучение методики использования продуктов компьютерной графики и анимации в пользовательской среде;
• развитие навыков практического использования компьютерной графики при разработке плакатов, баннеров, дизайна web-страниц, иллюстраций для изданий и флешроликов;
• решение практических задач по компьютерной графике для подготовки учеников к прохождению Единого государственного экзамена в части решения задач, соответствующих содержанию курса;
• повышение компьютерной грамотности;
• формирование базы практических знаний, необходимых для самостоятельной разработки объектов растровой и векторной графики, а также коротких анимаций, интерактивных элементов для web-публикаций и различных приложений.

2. Общая характеристика элективного курса «Компьютерная графика»
В основу элективного курса «Компьютерная графика» заложены принципы модульности и практической направленности, что обеспечит вариативность обучения.
Данный курс рассчитан на 127 (9+38+40+38) учебных часов и предназначен для обучающихся старших классов основной школы естественно-научного, физико-математического, социально-гуманитарного и технологического профилей.

2.1. Основные разделы программы

Модуль 1. Введение в компьютерную графику.
Применение компьютерной графики. Графические редакторы.
Растровая и векторная графика. Виды и форматы изображений.
Цветовые модели.
Растровый редактор.
Интерфейс растрового редактора.
Содержание команд функционального меню, инструменты навигации.
Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели.
Многослойные изображения. Работа со слоями.
Каналы и маски, стили и эффекты.

Модуль 2. Векторный графический редактор.
Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов.
Операции с объектами. Редактирование геометрической формы объекта.
Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье.
Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение.
Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.
Использование растровых изображений.

Модуль 3. Редактор мультимедиа- и веб-приложений Adobe Flash.
Сравнительный анализ растрового и векторного форматов. Интерфейс среды Flash.
Работа с объектами. Объекты многократного использования.
Многослойные изображения. Работа со слоями.
Анимация с использованием временной шкалы.
Анимация текста. Создание кнопок и сцены для веб-ресурса.

2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся, включая формы с привлечением ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды населенного пункта

Курс рекомендовано реализовать во внеурочных формах деятельности обучающихся. Курс имеет дизайнерскую направленность и проводится в двух формах:
• аудиторная – работа в класса с учителем: учитель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
• внеаудиторная – самостоятельная работа обучающегося по заданию учителя: учащиеся без учителя вне занятий (дома или в компьютерном классе школы) выполняют практические задания.
Единицей учебного процесса является блок уроков (модуль). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии.
Основной тип занятий — практическая работа. Все задания курса выполняются самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
В ходе обучения проводится промежуточное тестирование по определению уровня знаний учеников по данной технологии. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности обучения данному программному продукту.

3. Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Компьютерная графика»

3.1. Личностные результаты и метапредметные результаты

3.1.1. Личностные результаты
Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного дизайнерского образования с учётом устойчивых познавательных интересов.

3.1.2. Метапредметные результаты

– Регулятивные универсальные учебные действия:
определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, осуществлять пошаговый контроль своей познавательной деятельности, определять потенциальные затруднения при решении практической задачи и находить средства для их устранения, осознавать качество и уровень усвоения материала по модулям.

– Познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

– Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать и развивать коммуникативную компетентность в процессе творческой и учебно-исследовательской деятельности.

3.2. Предметные результаты
Учебный курс «Компьютерная графика» способствует достижению обучающимися предметных результатов учебного предмета «Информатика и ИКТ». Учащийся получит углублённые знания о способах обработки растровых, векторных и 3D-изображений и программах, предназначенных для компьютерной обработки изображений, разработки флешфильмов и веб-дизайна.
Научится самостоятельно создавать монтажные композиции, выполнять коррекцию и ретушь изображений и создавать стилизованные шрифтовые композиции.
Получит возможность научиться основам создания и обработки изображений, овладеет способами создания рекламной полиграфической продукции и web-дизайна.

4. Содержание учебного предмета курса «Компьютерная графика»

4.1. «Введение в компьютерную графику»
Применение компьютерной графики. Графические редакторы. Разновидности пакетов компьютерной графики. Особенности и параметры графических изображений.
Рекомендуемые темы практических занятий:
Практическая работа № 1. Знакомство с графическими редакторами и их возможностями.
Практическая работа № 2. Изучение цветовых моделей, управление цветом.

4.2. Модуль первый «Растровый графический редактор» [Gimp, Adobe Photoshop] (38 часов) состоит из тем:

  • Содержание команд функционального меню и палитры растрового графического редактора;
  • Инструменты растрового графического редактора;
  • Инструменты для работы с текстом. Текст-маска;
  • Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели;
  • Заливка и коррекция изображения. Создание градиентных переходов;
  • Многослойные изображения. Работа со слоями;
  • Техника ретуширования, цветовая тоновая коррекция изображения;
  • Каналы и маски, стили и эффекты;
  • Редактирование и преобразование изображений в растровом редакторе с применением эффектов и фильтров.

Рекомендуемые темы практических занятий:
• Практическая работа № 1. Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры;
• Практическая работа № 2. Простейшие приёмы работы;
• Практическая работа № 3. Создание декоративного текста;
• Практическая работа № 4. Создание изображения в технике свободного рисования;
• Практическая работа № 5. Создание коллажа;
• Практическая работа № 6. Создание фоторамки;
• Практическая работа № 7. Ретушь фотографии, создание журнального фотоснимка;
• Практическая работа № 8. Создание поздравительной открытки, пригласительного письма;
• Практическая работа № 9. Создание журнальной страницы;
• Практическая работа № 10. Создание выпускного альбома.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, разработка проекта по индивидуальному заданию, составление отчёта о выполнении индивидуальной или совместной работы.
Зачётное занятие: выполнение итогового индивидуального задания по предложенной теме.

4.3. Модуль второй «Векторный графический редактор» [СorelDRAW, Inkscape] (40 часов) состоит из тем:

  • Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов;
  • Графические примитивы. Рисование и редактирование базовых фигур;
  • Операции с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов;
  • Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов;
  • Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье;
  • Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение;
  • Создание текстовых объектов. Редактирование и форматирование текста;
  • Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие.
  • Использование растровых изображений. Обработка и цветокоррекция изображений;
  • Использование спецэффектов, перспектива, тень, объём.

Рекомендуемые темы практических занятий:
• Практическая работа № 1. Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры;
• Практическая работа № 2. Основы работы в векторном графическом редакторе;
• Практическая работа № 3. Создание декоративного текста;
• Практическая работа № 4. Создание изображения в технике свободного рисования;
• Практическая работа № 5. Создание визитки, листовки, буклета;
• Практическая работа № 6. Создание поздравительной открытки, пригласительного письма;
• Практическая работа № 7. Создание брошюры;
• Практическая работа № 8. Создание афиши, рекламного баннера;
• Практическая работа № 9. Создание журнальной страницы;
• Практическая работа № 10. Создание журнала.
Самостоятельная работа: работа с конспектом лекций, разработка проекта по индивидуальному заданию, составление отчёта о выполнении индивидуальной или совместной работы.
Зачетное занятие: выполнение итогового индивидуального задания по предложенной теме.

4.4. Модуль третий «Знакомство с Adobe Flash CS3» (38 часов) состоит из тем:
Окно программы Adobe Flash CS3, способы кодирования графической информации в растровых и векторных форматах. Изучается расположение панелей среды Adobe Flash CS3 и основные приёмы работы с графической информацией.
Рисование: Контуры. Основные инструменты рисования контуров, панель Color, принципы редактирования контуров с помощью инструментов Selection и Subselection. Заливки. Типы заливок и приёмы работы с ними, инструменты Brush и Eraser. Геометрические фигуры. Изучаются геометрические фигуры – прямоугольник, овал, многоугольник, фигуры с настройкой. Особое внимание уделяется различия между режимом слияния и режимом рисования объектов.
Анимация: Покадровая анимация. Изучаются методы создания и редактирования покадровой анимации. Учащиеся знакомятся с преобразованиями объектов на сцене, в практической части создают анимационный ролик с использованием все предшествующего материала. Анимация формы. Изучается анимация формы для заливок и контуров. Вводится понятие слоя и многослойных документов. Изучаются простейшие приёмы использования звука, текстовые эффекты. Анимация движения. Учащиеся знакомятся с понятием символа и на примерах осваивают анимацию движения. В практических заданиях используются растровые рисунки и звуковые эффекты.
Выполнение проекта: в течение 4 занятий учащиеся выполняют проект на выбранную тему. На последнем занятии учащиеся обсуждают проекты, выполненные в процессе освоения соответствующего модуля.

Рекомендуемые темы практических занятий:
• Практическая работа № 1. Редактирование изображений. Инструменты выделения и рисования;
• Практическая работа № 2. Анимация. Покадровая анимация изображений. Создание анимационных фильмов;
• Практическая работа № 3. Анимация. Автоматическая анимация;
• Практическая работа № 4. Анимация. Совмещение покадровой и автоматической анимации. Создание анимационных фильмов;
• Практическая работа № 5. Анимация объектов: анимация трансформации, анимация цвета;
• Практическая работа № 6. Слои. Использование и взаимодействие слоёв;
• Практическая работа № 7. Слои. Управление траекторией перемещения объекта. Движение по направляющей. Создание анимационных фильмов;
• Практическая работа № 8. Слои. Использование маски. Анимация маски. Создание анимационных фильмов;
• Практическая работа № 9. Символы. Создание и редактирование символов;
• Практическая работа № 10. Создание символов. Символ "Кнопка" (Button). Создание анимационных фильмов;
• Практическая работа № 11. Создание символов. Символ "Клип" (Movie).

4.5.  Примерный тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

4

5

7

1

Введение в компьютерную графику

9

5

4

1.1 

Применение компьютерной графики. Графические редакторы

1

1

 
1.2

Основы работы с программами, назначение и применение системы

1

1

 
1.3 

Растровая и векторная графика. Особенности и параметры изображений

4

2

2

1.4 

Виды и форматы изображений, Разрешение и графические форматы

1

1

 
1.5 

Цветовые модели

2

 

2

2

Растровый редактор

38

16

20

2.1

Меню и палитры, особенности интерфейса растрового редактора

3

1

2

2.2 

Содержание команд функционального меню, инструменты навигации

3

1

2

2.3 

Инструменты для работы с текстом. Текст-маска.

3

1

2

2.4 

Техника рисования в растровой среде. Цветовые модели

3

1

2

2.5 

Заливка и коррекция изображения. Создание градиентных переходов

4

2

2

2.6 

Многослойные изображения. Работа со слоями

4

2

2

2.7 

Техника ретуширования, цветовая тоновая коррекция изображения

4

2

2

2.8 

Каналы и маски, стили и эффекты

4

2

2

2.9 

Редактирование и преобразование изображений в растровом редакторе с применением эффектов и фильтров

8

2

6

 

Зачётное занятие

2

   

3

Векторный графический редактор

40

16

20

3.1 

Окно программы векторного графического редактора. Команды главного меню, панель инструментов

3

1

2

3.2 

Графические примитивы. Рисование и редактирование базовых фигур

3

1

2

3.3 

Операции с объектами. Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов

3

1

2

3.4 

Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов

3

1

2

3.5 

Рисование и редактирование объектов произвольной формы, кривая Безье

4

2

2

3.6 

Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение

4

2

2

3.7 

Создание текстовых объектов. Редактирование и форматирование текста

4

2

2

3.8 

Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие

4

2

2

3.9 

Использование растровых изображений. Обработка и цветокоррекция изображений

4

2

2

3.10 

Использование спецэффектов, перспектива, тень, объем

4

2

2

 

Зачётное занятие

4

   

4

Редактор мультимедиа и web-приложений Adobe Flash

38

16

20

 4.1

Сравнительный анализ растрового и векторного форматов. Интерфейс среды Flash

3

1

2

4.2 

Основные положения теории цвета и текста. Работа с объектами. Объекты многократного использования

3

1

2

4.3 

Группирование и трансформация объектов.

3

1

2

4.4 

Виды и свойства слоев. Создание направляющих слоев и слоев-масок

3

1

2

4.5 

Многослойные изображения. Работа со слоями

4

1

2

4.6 

Создание анимации с автоматическим построением промежуточных изображений

4

2

2

4.7 

Анимация с использованием временной шкалы

4

2

2

4.8 

Анимация движения по заданной траектории

4

2

2

4.9 

Анимация текста

4

2

2

4.10 

Создание кнопок и сцены для веб-ресурса

4

2

2

 

Зачетное занятие

2

   

Итого:

127

53

64

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

5.1. Учебно-методическое обеспечение
1. Гурский Ю., Жвалевский А. PhotohsopCS4. Библиотека пользователя. – СПб.: Питер, 2009.
2. Левковец Л. AdobePhotoshop CS4. Базовый курс на примерах. – СПБ.: Питер, 2007.
3. Келби С. Photoshop: приёмы, трюки, эффекты / Скотт Келби – М.: «Вильямс», 2010. – 336 с.: ил.
4. Гурский Ю., Жвалевский А., Завгородный В. Компьютерная графика: Adobе Photoshop CS5, CorelDRAW X5, Illustrator CS5. Трюки и эффекты. – СПб.: «Питер», 2011. – 688с.: ил. – (Серия «Трюки и эффекты»);
5. Комолова Н.В. Самоучитель CorelDRAW X5 / Комолова Н.В.СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 224 с.: ил.;
6. Бурлаков М.В. Adobe Flash CS3. Самоучитель. – М.: Вильямс, 2007.
7. Слепченко К. Flash CS3 на примерах (+ видеокурс на CD-ROM). – СПб: БХВ-Петербург, 2007.
8. Яцюк О., Романычева Э. Эффективная реклама. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

5.2. Материально-техническое обеспечение

5.1.1. Информационно-образовательные ресурсы
1. http://www.youtube.com/watch?v=w-yP7CdEBUA – видеоуроки по Adobe Photoshop [электронный ресурс, дата посещения 18.11.2014];
2. http://compteacher.ru/graphics/flash – видеоуроки по Adobe Flash [электронный ресурс, дата посещения 18.11.2014];
3. http://www.youtube.com/watch?v=RIqipetuAwg видеоуроки по CorelDRAW X3 [электронный ресурс, дата посещения 18.11.2014].

5.1.2. Компьютерная техника и интерактивное оборудование
• Оборудованный компьютерный кабинет для работы с группой/классом;
• Интерактивная доска и проектор;
• Программное обеспечение: ОС семейства Windows –  Windows XP или более поздние. Программное обеспечение по компьютерной графике (Возможно применение СПО или Portable).