8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 15 Декабрь 2014 22:29

Программа элективного курса "Методы визуализации данных с помощью электронных таблиц"

Автор: Васильев А.В., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Название учебного предмета(курса): "Методы визуализации данных с помощью электронных таблиц"
(программа размещена на сайте " Общественная экспертиза нормативных документов в области образования" в разделе  Авторские элективные курсы)

1. Пояснительная записка

1.1. Цель курса
Формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических компетенций в области визуализации информации.

1.2. Задачи курса
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать:
• положительное отношение к алгоритмам визуализации табличной информации;
• представление о структуре элементов диаграмм и методах условного форматирования;
сформировать умения:
• работать с инструментами спарклайнов, условного форматирования и диаграмм;
• эффективно выбирать способ визуализации данных;
• создавать логические формулы для условного форматирования диапазонов;
• эффективно выбирать тип диаграммы в зависимости от идеи и типа сравнения данных.

2. Общая характеристика учебного курса
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) орентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики в части изучения электронных таблиц.
Курс, с одной стороны, призван развить умения использовать функционально-графические представления информации в процессе обучения в образовательном учреждении общего среднего образования, а с другой, – предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной деятельности.
Содержание курса представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течение учебного года параллельно освоению программы курса информатики основной школы.
Курс является логическим развитием материала темы «Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц». В базовом курсе информатики эта тема рассматривается в минимальном объёме, а в профильном курсе способы визуализации данных рассматриваются фрагментарно, что не позволяет раскрыть все возможности электронных таблиц по визуализации информации.
Предполагается, что учащиеся владеют элементарными навыками работы в электронных таблицах, знакомы с основными элементами их интерфейса, умеют использовать формулы электронных таблиц с различными типами ссылок.
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение одного года, всего 34 учебных часа.
Итоговая аттестация проводится в форме проекта по визуализации данных.

3. Основные разделы программы учебного курса
Введение. Методы визуализации данных.
Графика спарклайнов.
Встроенные методы условного форматирования.
Условное форматирование с использованием логических формул.
Диаграммы. Выбор эффективного типа диаграммы.
Элементы диаграмм. Ряды данных. Редактирование формулы ряда.
Модификация диаграмм.
Точечные и пузырьковые диаграммы.
Построение комбинированных и совмещенных диаграмм.
Специальные виды диаграмм.
Каскадные диаграммы отклонений.
Лепестковые диаграммы.
Наложение диаграмм. 3D-визуализация данных.
Интерактивные диаграммы: виды и методы создания.
Примерное тематическое планирование курса предполагает 12 часов теоретических и 22 часа практических занятий.

4. Примерное тематическое планирование

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

 1

Введение. Методы визуализации данных

1

1

 

Графика спарклайнов

1

 

1

Условное форматирование

2

1

1

Диаграммы. Общие сведения. Выбор типа диаграммы

1

1

 

Элементы диаграмм

2

1

1

Модификация диаграмм

1

 

1

Ряды данных. Редактирование формулы ряда

2

1

1

Точечные и пузырьковые диаграммы

2

1

1

Построение комбинированных диаграмм

2

1

1

10 

Совмещённые диаграммы

2

1

1

11 

Специальные диаграммы. Диаграмма Ганта

2

1

1

12 

Каскадные диаграммы отклонений

2

1

1

13 

Круговые диаграммы с вынесенными значениями

1

 

1

14 

Лепестковые диаграммы

1

 

1

15 

Наложение диаграмм

2

1

1

16 

Интерактивные диаграммы

2

1

1

17 

Автоматически расширяющаяся диаграмма

1

 

1

18 

Диаграмма с полосой прокрутки

1

 

1

19 

Диаграмма со счётчиками

1

 

1

20 

Задание первой точки и количества точек ряда

1

 

1

21 

Вывод ряда на основе активной ячейки

1

 

1

22 

Определение выводимых рядов с помощью флажков

1

 

1

23 

Индикаторные диаграммы: пулевая диаграмма

1

 

1

24 

Индикаторные диаграммы: диаграмма типа "датчик"

1

 

1

 

ВСЕГО:

34

12

22

5. Формы организации учебной деятельности
Курс относится к научно-познавательному виду внеурочной деятельности, ведётся в виде сообщающих бесед и фронтальных практических занятий. В ходе беседы даётся информация о конкретных методах и приёмах визуализации данных средствами электронных таблиц. На практических занятиях учащиеся, опираясь на полученные сведения и информацию, самостоятельно выполняют задания по освоению технологий визуализации.
Параллельно учениками выполняется проектная работа, связанная с тем или иным методом визуализации. Подготовленная работа представляется в электронном виде. По итогам защиты проектных работ учитель делает вывод об уровне усвоения обучаемыми материала элективного курса.

6. Методы организации учебной деятельности
Реализация задач курса осуществляется с использованием словесных методов с демонстрацией конкретных приёмов работы с интерфейсом электронных таблиц. Практические занятия обучающиеся выполняют самостоятельно по раздаточным материалам, подготовленным учителем.

7. Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о существующих методах визуализации информации средствами электронных таблиц.

В результате изучения курса учащиеся должны владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:

  • графика спарклайнов;
  • принципы условного форматирования;
  • выбор типа диаграммы;
  • модификация диаграмм.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • использовать графику спарклайнов для быстрой визуализации тенденций изменений данных;
  • использовать встроенные правила условного форматирования;
  • использовать собственные формулы для правил условного форматирования;
  • осуществлять уверенные действия по созданию и модификации диаграмм;
  • создавать комбинированные, наложенные и интерактивные диаграммы.

8. Связи с другими учебными предметами
Специфика информатики как науки и сферы деятельности человека заключается, прежде всего, в том, что она обеспечивает своими методами, средствами, технологиями другие области познавательной и практической деятельности человека. Усвоение материала курса позволит обучающимся широко использовать методы визуализации данных в ходе подготовки докладов, выполнения рефератов, проектных и творческих работ практически по всем учебным предметам.

9. Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «Методы визуализации данных с помощью электронных таблиц» обучающиеся развивают логическое мышление; получают представление о возможностях визуализации данных в электронных таблицах; об основных подходах при выборе эффективных средств визуализации информации в реальных ситуациях; овладевают умением выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.

9.1. К личностным результатам освоения материала курса как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
• осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий, связанных с жизненными ситуациями;
• овладение навыками использования изученных понятий и методов для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

9.2. К метапредметным результатам освоения материала курса можно отнести:

регулятивные универсальные учебные действия:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

познавательные универсальные учебные действия:
• поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
• использование средств визуализации информации для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:
• подготовка материалов для эффективного выступления с визуальной поддержкой.

10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Каждый обучающийся должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность создания графических объектов средствами электронных таблиц.
На компьютере должно быть предустановлено лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение, позволяющее отрабатывать навыки визуализации информации.
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и мультимедийный проектор), позволяющее вести лекционные занятия и обсуждение результатов практических работ обучающихся.

11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

11.1. Примерный список литературы
1. Васильев А.В., Богомолова О.Б. Работа в электронных таблицах: практикум. – М.: БИНОМ, 2007.
2. Уокенбах Дж. Библия пользователя. Excel 2007. – М.: ДИАЛЕКТИКА, 2009.
3. Уокенбах Дж. Библия пользователя. Excel 2010. – М.: ДИАЛЕКТИКА, 2014.

11.2. Рекомендуемые электронные издания
1. http://www.teachvideo.ru/course/380
2. http://teachpro.ru/Course/Excel2010
3. http://www.planetaexcel.ru/