8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 15 Декабрь 2014 23:03

Программа элективного курса «Основы web-дизайна»

Автор: Шутилина Л.А.

Название учебного предмета (курса): «Основы Web-дизайна»

1. Пояснительная записка
Личное информационное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции. Создание информационного пространства направлено на информационное взаимодействие между субъектами, удовлетворение их информационных потребностей.
Глобальная сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать вместе.
Современную глобальную сеть вряд ли уже можно представить без блогов, социальных сетей, облака сервисов какой-либо поисковой системы (Yandex, Google и т. д.), Википедии и подобных ей ресурсов.
Проектная деятельность обучающихся предполагает их активность и заинтересованное участие в образовательном процессе, а сделать эффективным взаимодействие исследовательских команд, групп обучающихся поможет умелое использование современных информационных технологий и социальных сервисов сети Интернет.
Элективный курс «Основы Web-дизайна» познакомит обучающихся с технологией конструирования своего личного информационного пространства и научит их использованию технологии конструирования сайтов и применения технологии Web 2.0 в образовательной деятельности.
Часть заданий Единого государственного экзамена (задания блока В) требует знания основ Web-дизайна.

1.1. Цели реализации программы
Создать условия, обеспечивающие личностное, познавательное и творческое развитие обучающегося в процессе изучения основ web-дизайна с использованием компьютерных технологий. Приобрести навыки использования различных социальных сетевых сервисов в образовательной и исследовательской деятельности.

1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются:
• изучение языка разметки сайта (html);
• развитие воображения и художественного вкуса при проектировании личного виртуального пространства;
• изучение технологии сетевых социальных сервисов, технологии применения Web 2.0 в образовательной деятельности, участие в сетевых проектах;
• развитие практических навыков в области разработки сайтов с использованием специализированного программного обеспечения (Adobe Dreamweaver, FrontPage 2003, Google sites);
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• формирование культуры общения и взаимодействия в рамках сетевых сообществ;
• формирование навыков самообразования по изучению новых социальных сервисов.

2. Общая характеристика элективного курса «Основы Web-дизайна»
Базовый курс информатики дает учащимся основы знаний по информационно-коммуникационным технологиям. Программа курса «Основы Web-дизайна» создана для повышения грамотности обучающихся в области разработки сайтов с использованием html-кодов и конструктора Google sites.
Элективный курс «Основы Web-дизайна» одновременно с реализацией проектной и исследовательской деятельности обучающихся формирует ключевые компетентности в области ИКТ. В ходе работы с сетевыми сервисами реализуются их эвристические, коммуникативные и технологические способности, что способствует разностороннему, гармоничному развитию личности.
Данный курс рассчитан на 36 учебных часов и предназначен для обучающихся основной школы.

2.1. Основные разделы курса
1. Обзор сетевых сервисов, технология Web 2.0.
1.1. Безопасный Интернет.
2. Основы языка html, проектирование сайта.
3. Публикация сайта в сети Интернет, технологии Web 2.0.
4. Социальные сервисы для совместной работы.
5. Социальные геосервисы.
6. Коллективные гипертексты. Wiki.
7. Защита проектов.

2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся, включая формы с привлечением ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды населённого пункта
Курс рекомендовано реализовать во внеурочных формах деятельности обучающихся. Курс имеет дизайнерскую направленность и проводится в двух формах:
аудиторная – работа в классе с учителем: учитель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеаудиторная – самостоятельная работа обучающегося по заданию учителя: учащиеся без учителя вне занятий (дома или в компьютерном классе школы) выполняют практические задания.
Единицей учебного процесса является блок уроков (тема). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии.
Основной тип занятий – практическая работа. Все задания курса выполняются самостоятельно с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
В ходе обучения проводится промежуточное обсуждение по определению уровня знаний учеников по данной технологии. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности обучения заданной технологии.

3. Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Основы Web-дизайна»

3.1. Личностные и метапредметные результаты

3.1.1. Личностные результаты:
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к проектированию личного информационного пространства с учётом устойчивых познавательных интересов.

3.1.2. Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия:
определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, осуществлять пошаговый контроль своей познавательной деятельности, определять потенциальные затруднения при решении практической задачи и находить средства для их устранения, осознавать качество и уровень усвоения материала по модулям;

познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

коммуникативные универсальные учебные действия:
полученные знания помогут социализации, вовлекут в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

3.2. Предметные результаты
Учебный курс «Основы Web-дизайна» способствует достижению обучающимися предметных результатов учебного предмета «Информатика и ИКТ». Учащийся получит углублённые знания о способах разработки личного информационного пространства; проектировании сайтов; проектирования его дизайна с использованием растровых, векторных и 3D-редакторов, предназначенных для компьютерной обработки изображений; разработки флешфильмов и веб-дизайна.
Учащийся научится самостоятельно проектировать сайты и их дизайн, а также размещать их в сети Интернет; получит возможность научиться основам web-дизайна и проектированию личного информационного пространства.

4. Содержание учебного предмета, курса «Основы web-дизайна»

Тема 1. Обзор сетевых сервисов, технология Web 2.0
Возникновение Web 2.0 и идеология социального Интернета. Обзор популярных проектов социальных сетей. Основы поведения в сети: сетевая безопасность, сетевой этикет. Регистрация в электронной почте. Создание аккаунта Google.

Тема 2. Основы языка HTML, проектирование сайта
Основы языка HTML: структура документа HTML, теги логической разметки, гиперссылки, вставка графики и таблиц, формы, метатеги. Создание web-сайта. Оптимизация графики. Использование таблиц стилей.

Тема 3. Публикация сайта в сети Интернет, технологии Web 2.0
Разработка концепции, цели и структуры сайта, анализ его внутренних и внешних связей, назначение каждой страницы и элемента на ней. Эти задачи необходимо решить, прежде чем приступить к построению самого сайта. Размещение подготовленных сайтов в сети, оценивание предлагаемых провайдерами условий размещения и выбор оптимальных, загрузка на сервер своих файлов и тестирование веб-страниц.
Рассмотреть в виде альтернативы сетевой сервис Web 2.0 – Google sites. Технология разработки сайта с использованием шаблонов и возможностей сервиса Google sites. Просмотр публикации графики и документов на сайте. Управление доступом к ресурсам сайта.

Тема 4. Социальные сервисы для совместной работы
Обзор существующих сервисов для совместной работы с документами: Scribd (http://scribd.com), Slideshare (http://slideshare.net), Google Disk (http:// docs.google.com), Google Sites (https://sites.google.com/). Использование возможностей виртуального сетевого офиса для разработки и совместного использования документов различного вида Google Disk (http:// docs.google.com). Разработка сайта – портфолио документов средствами Google Sites, блога учащегося с использованием сервиса (https://www.blogger.com)/. Обзор существующих фото и видеосервисов: Picasa (http://picasaweb.google.com), Flickr (http://Flickr.com), Фламбер (http://flamber.ru), Rutube (www.rutube.ru), Youtube (www.youtube.com). Создание и хранение индивидуальных и групповых фотоальбомов. Работа с сервисами Picasa и Youtube.

Тема 5. Социальные геосервисы
Обзор существующих геосервисов: Google Maps (http:// maps.google. com), WikiMapia (http://wikimapia.org), объёмная модель Google Earth (http:// earth.google.com), Panoramio (http://www.panoramio.com). Редактирование карт. Вычисление расстояний, подбор кратчайшего пути, измерение площадей объектов.

Тема 6. Коллективные гипертексты. Wiki-Wiki
Обзор существующих вики-сайтов: Летописи.ру (http://letopisi.ru), Википедиа (http://wikipedia.org), Викизнание (http:// wikiznanie.ru), КМ-вики (http:// wiki.km-school.ru). Работа в среде wiki-wiki: идеология совместной работы, создание и редактирование вики-страницы, просмотр последних правок. Регистрация в среде МедиаВики. Страница участника. Оформление текста: заголовки разных уровней. Добавление таблицы на страницу. Загрузка файлов в среду МедиаВики. Публикация изображений.

Рекомендуемые темы практических занятий:

1. Практическое занятие № 1. Основы языка HTML. Технология проектирования сайта.
• Структура документа на HTML.
• Теги логической разметки.
• Организация гиперссылок, таблиц и вставка изображений.
• Формы.
• Использование ключевых слов – тэгов.
• Метатеги.

2. Практическое занятие № 2. Сервисы хранения медиаматериалов.
• Знакомство c коллекциями аудио- и видеоматериалов.
• Обсуждение возможностей использования сервисов социальных хранилищ медиаматериалов в образовательной деятельности.
• Создание и редактирование аудиофайлов и видеофайлов.
• Размещение аудиоматериалов в Yоutube и среде МедиаВики.
• Регистрация на фотосервисе.
• Размещение, аннотация и классификация собственных фотографий и схем в сервисе Рicasa, организация фотоальбома.
• Разметка изображений при помощи заметок (notes).
• Публикация фотографий и схем внутри блогов, в среде Wiki.
• Организация коллективного использования фотографий (Picasa, Wiki, Google Disk).

3. Практическое занятие № 3–4. Сервисы Google.
• Классификация сервисов Google.
• Поиск по фразе, картинке и видео.
• Сравнение Google Maps и Yandex Maps.
• Hangouts (общайтесь без границ).
• Разработка документов с использованием виртуального офиса Google Disk, алгоритм разработки тестового задания с применением формы Google офиса.
• Технология разработки личного информационного пространства с использованием сервиса Google Sites, размещение на сайте документов Google Disk, управление доступом к документам и материалам сайта.
• Разработка блога с использованием https://www.blogger.com/, публикация материалов Google офиса, организация общения в блоге.

4. Практическое занятие № 5. Геосервисы.
• Знакомство с возможностями использования геоинформационных сервисов.
• Алгоритм разработки собственных маршрутов с использованием сервиса карт.
• Освоение навыков работы с GPS-навигатором.
• Обсуждение приёмов организации учебной деятельности вне школы с использованием геоинформационных сервисов.

5. Практическое занятие № 6. Сетевой офис. Возможности Googlе Disk.
• Знакомство с возможностями сетевых дисков: Yandex.ru, Google.com, Yahoo.com
• Использование меток для классификации писем, документов и таблиц в системе сетевых документов Gmail и Google.
• Сетевые офисы, технология разработки и загрузки документов, алгоритм работы с документами сетевых офисов, технология совместного редактирования документов.
• Использование календаря Google для организации работы по проекту.

6. Практическое занятие № 7. Социальные сети. Основы работы. Опасности социальных сетей.
• Регистрация в одной из социальных сетей (Facebook, Twitter, ВKонтакте).
• Общение внутри группы/сообщества.
• Поиск друзей и медиаматериалов.

7. Практическое занятие № 8. Коллективные гипертексты. Работа в среде Wiki.
• Обсуждение концепции гипертекста и гипертекстовых примеров (язык гипертекстовой разметки Wiki).
• Регистрация в Wiki.iteach или Letopisi, публикация первой статьи с Вики-разметкой.
• Понятие категорий: статья, проект, личная страница и т.д.
• Понятие «шаблон», применение шаблонов и самостоятельное создание шаблона 
• Использование специальных возможностей для наблюдения за коллективной деятельностью, история разработок.

8. Практическое занятие № 9. Wiki-среда: основные возможности.
• Зарегистрируйтесь в проекте http://letopisi.ru/index.php/
• Публикация страницы участника Летописи.
• Создайте новую статью в Летописи.
• Используйте для оформления статьи категории и шаблоны.
• Разместите в материале статьи фото- и медиафайлы.

9. Практическое задание № 10. Wiki-среда, разработка проекта.
• Зарегистрируйтесь в пространстве http://wiki.iteach.ru
• Создание страницы участника проекта, используя язык Wiki.
• Создайте страницу проекта, используя для оформления материалов проекта сервисы Web 2.0.

4.1. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

теории

практики

1

Обзор сетевых сервисов, технология Web 2.0

1

1

 

2

Основы языка html, проектирование сайта

5

1

4

3

Публикация сайта в сети Интернет, технологии Web 2.0

5

1

4

4

Социальные сервисы для совместной работы

10

2

8

5

Социальные геосервисы

6

2

4

6

Коллективные гипертексты. Wiki

6

2

4

7

Защита проектов

3

   

 

Итого

36

 9

 24

5. Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Социальные сервисы Web2.0»

5.1. Учебно-методическое обеспечение.
1. Гончаров А. Самоучитель HTML. [Текст] – СПб.: Питер, 2000.
2. Петюшкин А. Ускоренный курс HTML. [Текст] – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
3. Патаракин Е.Д. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах [Текст] // Педагогическая информатика, 2006. – № 1. – с. 3–11.
4. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст] – М.: Институт развития образовательных технологий, 2007. – 72 с.

5.2. Материально-техническое обеспечение

5.2.1. Информационно-образовательные ресурсы

1. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/006154/collaboration2009_no_crop.pdf
2. Кречетников К.Г., Кречетникова Е.В. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3

5.2.2. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1. Оборудованный компьютерный кабинет для работы с группой/классом.
2. Стабильный выход в Интернет.
3. Интерактивная доска и проектор.
4. Программное обеспечение: ОС семейства Windows – Windows XP или более поздние.