8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Понедельник, 15 Декабрь 2014 22:48

Программа элективного курса "Предпрофессиональные навыки работы в электронных таблицах"

Автор: Васильев А.В., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Название учебного предмета(курса): Предпрофессиональные навыки работы в электронных таблицах
(программа размещена на сайте " Общественная экспертиза нормативных документов в области образования" в разделе  в разделе Авторские элективные курсы)

Пояснительная записка

1. Цель курса
Формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических компетенций в области предпрофессионального использования средств электронных таблиц.

2. Задачи курса
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать:
• навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
• способность осуществлять эффективный выбор средств обработки текстовой и числовой информации в электронных таблицах;
• представление о средствах электронных таблиц, предназначенных для анализа данных;
сформировать умения:
• применять в работе текстовые функции и функции даты и времени;
• использовать вложение функций при создании сложных формул;
• работать с поименованными диапазонами;
• эффективно выбирать способ проверки данных при сборе информации с помощью электронных таблиц;
• организовывать просмотр и поиск значений в больших массивах данных;
• эффективно использовать для анализа больших диапазонов формулы массивов;
• организовывать связывание и консолидацию данных, размещённых на разных листах и рабочих книгах;
• использовать для анализа возможности таблиц данных;
• проводить анализ данных с помощью сводных таблиц и диаграмм;
• создавать таблицы подстановки с одним и двумя входами;
• проводить анализ данных с помощью сценариев;
• оптимизировать решение задач с помощью средств "Подбор параметра" и "Поиск решения".

3. Общая характеристика учебного курса
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на расширение знаний и умений по курсу информатики в части изучения возможностей электронных таблиц.
Курс, с одной стороны, призван развить умения использовать средства электронных таблиц для решения нетрадиционных задач в процессе обучения в образовательном учреждении общего среднего образования, а с другой, – предназначен для предпрофессиональной подготовки выпускников школы.
Содержание курса представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течение учебного года параллельно освоению программы курса информатики основной школы.
Курс является логическим развитием материала тем по изучению электронных таблиц. В базовом курсе информатики предлагаемые темы не рассматриваются, а в профильном курсе рассматриваются фрагментарно, что не позволяет раскрыть все возможности электронных таблиц по обработке текстовой, числовой информации и анализу данных.
Предполагается, что учащиеся владеют элементарными навыками работы в электронных таблицах, знакомы с основными элементами их интерфейса, умеют использовать формулы электронных таблиц с различными типами ссылок.
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течение одного года, всего 34 учебных часа.
Итоговая аттестация проводится в форме проекта по одной или нескольким темам курса.

4. Основные разделы программы учебного курса

  • Функции и вложение функций в электронных таблицах.
  • Проверка данных.
  • Просмотр и поиск значений.
  • Формулы массивов.
  • Связывание и консолидация данных.
  • Таблицы данных и сводные таблицы.
  • Анализ данных.

Примерное тематическое планирование курса предполагает 12 часов теоретических занятий и 22 часа практических занятий.

5. Примерное тематическое планирование

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

 1

Формулы подсчёта и суммирования

1

 

1

Функции даты и времени

1

 

1

Текстовые функции. Вложенные функции

2

1

1

Поименованные ячейки и диапазоны. Использование имён в формулах

2

1

1

Проверка данных

1

1

 

Пересечение диапазонов

2

1

1

Просмотр и поиск значений

1

 

1

Формулы массивов

2

1

1

Формулы с внешними ссылками

2

1

1

10 

Консолидация данных с помощью формул

2

1

1

11 

Консолидация данных с помощью окна "Специальная вставка"

2

 

1

12 

Использование окна "Консолидация"

1

1

1

13 

Структурирование рабочих листов

1

 

1

14 

Таблицы Excel

2

1

1

15 

Формулы подсчёта и суммирования для таблиц данных

1

 

1

16 

Сводные таблицы и диаграммы

2

1

1

17 

Анализ данных с помощью сценариев «что-если»

3

1

2

18 

Создание таблицы подстановки с двумя входами

2

1

1

19 

Диспетчер сценариев. Создание отчёта по сценарию

2

1

1

20 

Подбор параметра и Поиск решения

2

1

1

 

ВСЕГО:

34

14

20

6. Формы организации учебной деятельности
Курс относится к научно-познавательному виду внеурочной деятельности. Ведется в виде сообщающих бесед и фронтальных практических занятий. В ходе беседы дается информация о конкретных методах и приёмах работы в электронных таблицах. На практических занятиях учащиеся, опираясь на полученные сведения и информацию, самостоятельно выполняют задания по освоению технологий электронных таблиц.
Параллельно учениками выполняется проектная работа, связанная с тем или иным методом анализа, поиска или обработки данных. Подготовленная работа представляется в электронном виде. По итогам защиты проектных работ учитель делает вывод об уровне усвоения обучаемыми материала элективного курса.

7. Методы организации учебной деятельности
Реализация задач курса осуществляется с использованием словесных методов с демонстрацией конкретных приёмов работы с интерфейсом электронных таблиц. Практические занятия обучающиеся выполняют самостоятельно по раздаточным материалам, подготовленным учителем.

8. Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о существующих методах обработки информации средствами электронных таблиц.

В результате изучения курса учащиеся должны владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:

  • функции и формулы в электронных таблицах;
  • принципы связывания и консолидации данных;
  • выбор средства анализа данных;
  • подбор и поиск решений параметрических задач.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • использовать текстовые функции для быстрой обработки больших массивов текстовой информации;
  • использовать метод вложения функций при создании сложных формул;
  • использовать функции даты и времени в решении задач;
  • осуществлять уверенные действия по связыванию и консолидации данных;
  • проводить анализ данных средствами электронных таблиц;
  • использовать средства анализа электронных таблиц.

9. Связи с другими учебными предметами
Специфика информатики как науки и сферы деятельности человека заключается, прежде всего, в том, что она обеспечивает своими методами, средствами, технологиями другие области познавательной и практической деятельности человека. Усвоение материала курса позволит обучающимся широко использовать профессиональные методы и средства электронных таблиц в ходе подготовки докладов, выполнения рефератов, проектных и творческих работ практически по всем учебным предметам.

10. Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «Предпрофессиональные навыки работы в электронных таблицах» обучающиеся развивают логическое мышление, получают представление о возможностях электронных таблиц по консолидации и анализу данных; получают представление об основных подходах при выборе эффективных средств обработки больших объёмов данных в реальных ситуациях; овладевают умением выбирать способ представления и анализа данных в соответствии с поставленной задачей.

10.1. К личностным результатам освоения материала курса как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
• осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий, связанных с жизненными ситуациями;
• овладение навыками использования изученных понятий и методов
• для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

10.2. К метапредметным результатам освоения материала курса можно отнести:
регулятивные универсальные учебные действия:
• освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
• формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические модели в процессе работы;
• оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
познавательные универсальные учебные действия:
• поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
• использование средств электронных таблиц для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• подготовка материалов для эффективного выступления с использованием сводных диаграмм.

11. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Каждый обучающийся должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность использования средств электронных таблиц для анализа данных.
На компьютере должно быть предустановлено лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение, позволяющее отрабатывать навыки предпрофессиональной работы в электронных таблицах.
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и мультимедийный проектор), позволяющее вести обсуждение результатов практических работ обучающихся.

12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

12.1. Примерный список литературы
1. Васильев А. В., Богомолова О. Б. Работа в электронных таблицах: практикум. – М.: БИНОМ, 2007
2. Уокенбах Дж. Библия пользователя. Excel 2007. – М.: ДИАЛЕКТИКА, 2009.
3. Уокенбах Дж. Библия пользователя. Excel 2010. – М.: ДИАЛЕКТИКА, 2014.

12.2. Рекомендуемые электронные издания
1. http://www.teachvideo.ru/course/380
2. http://teachpro.ru/Course/Excel2010
3. http://www.planetaexcel.ru/