8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 14 Октябрь 2015 14:34

Средняя и старшая школа

Урок по истории вычислительной техники, проводимый в Музее электронно-вычислительной техники гимназии № 1530.

Урок – победитель Фестиваля педагогического мастерства «Урок в Москве», проводившийся среди общеобразовательных учреждений ЦАО.

Урок является заключительным при изучении темы «Обработка текстовой информации». Его можно провести в урочное время в рамках расписания, так как он не требует затрат времени на дорогу, при его проведении обучающихся следует познакомить с геоинформационным порталом «Наш город» http://gorod.mos.ru/.

В ходе урока предполагается закрепление знаний по теме «Разработка презентации с использованием программы MS PowerPoint», освоение технологий поиска материалов с использованием сервисов Google и images.google.ru для разработки презентации в соответствии с полученным заданием, обсуждение и взаимная оценка презентаций.

В ходе урока предполагается самостоятельное освоение работы с геоинформационными системами (прокладывание маршрута по карте) и городскими порталами «Узнай Москву», «Прогулки по Москве». Учащиеся в соответствии с заданием самостоятельно прокладывают маршрут на Google Maps/Yandex Maps, осуществляют поиск необходимого материала для разработки буклета по маршруту или написания эссе для размещения на Городском информационнои портале, организуют обсуждение, взаимную оценку результатов работы.

Урок проводится в городе. Класс разбивается на две рабочие группы. В рабочей группе каждый участник выполняет конкретную задачу: определения координат объекта c помощью мобильных устройств или с помощью программных сервисов Интернета, фотографирование объекта, поиск параметров объекта в Интернете или их натурные измерения, обработка изображений, заполнение таблицы и создание диаграмм в программе Excel.

Урок состоит из двух частей: 1) урок-экспедиция по набережным Яузы с целью создания таблицы данных о мостах через Яузу, определения координат метки моста в системе GPS-координат, нахождения в Интернете параметров данного моста; 2) урок-исследование в компьютерном классе: заполнение формы form.xls в соответствии с полученным списком мостов их параметрами, иллюстрациями и координатами.

Урок-исследование. Класс разбивается на 5–6 рабочих групп, каждый участник выполняет конкретную задачу: поиск координат мостов из списка на интерактивной карте Москвы, поиск параметров объекта, изображений, заполнение таблицы и т. д., далее они создают макет сводной таблицы для анализа массива данных в соответствии с заданием

Урок-экскурсия. Класс делится на группы (по 4–5 человек): один-два учащихся фотографируют экспонаты, ещё один ищет информацию в Интернете, один-два заносят информацию с музейных стендов в рабочие листы. Каждая группа получает задание и папку с информационными картами, в которых указаны те животные, информацию о которых надо собрать. Все животные относятся к отряду хищных, но наборы посвящены разным семействам и родам.

Это урок на применение знаний и умений, полученных при изучении электронных таблиц.
В начале занятия обучающиеся самостоятельно знакомятся с понятием «золотое сечение», историей его развития и применения в мировой архитектуре. Подведением итога изучения темы золотого сечения, представленной в презентации, будет являться выполнение небольшого теста на усвоение материала. Учащиеся разрабатывают универсальную таблицу для проверки соответствия выполнения золотого сечения на примере пропорций Храма Василия Блаженного. Для выполнения данной работы каждый учащийся получает лист с практическим заданием после обсуждения презентации «Золотое сечение и архитектура Москвы».

Данный урок-проект носит социальный характер и направлен на обобщение и систематизацию знаний, полученных при изучении материала по теме «Базы данных». В процессе работы обучающиеся получают возможность применить ранее полученные знания и умения.
Урок-проект «Патруль-сити» направлен на развитие у учащихся социальной активности; осознания своих обязанностей перед обществом, отечеством; умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для получения общих результатов. Этот урок также позволяет занять учащихся в свободное от учебы время с целью принести пользу обществу, воспитывает у них неравнодушное отношение к окружающей среде, желание сделать её более комфортной для окружающих.

Урок является практическим занятием при изучении раздела «Моделирование и компьютерный эксперимент». Класс делится на шесть групп. Группа получает задание, в котором указаны те пары станций Кольцевой линии Московского метрополитена, координаты которых надо определить с помощью сервисов мобильной связи. Каждая группа заполняет форму, внося в неё данные о своих станциях. В конце урока группы объединяют данные, чтобы при помощи диаграмм провести моделирование, а также создать отчёт. 

Урок посвящен изучению темы «Моделирование и компьютерный эксперимент». Комплект заданий (индивидуальных или групповых) для обучающихся предназначен для разработки графических моделей (дерево вариантов и взвешенный граф) линий Московского метрополитена на различных этапах его строительства. Материалы для разработки моделей учащиеся находят самостоятельно на стендах Музея метрополитена (схемы метрополитена по годам) и в поисковых сервисах Google и Яндекс. На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты моделирования, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ. Дополнительно предлагается для решения кейс, связанный с разработкой собственных маршрутов в метро. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе.

Данный урок носит познавательный характер и направлен на обобщение и систематизацию знаний, полученных при изучении материала по теме «Средства создания презентаций». Урок проводится как на территории Московского Кремля, так и в школе в кабинете информатики. Если по какой-то причине учащийся не присутствовал на экскурсии, то можно воспользоваться материалами виртуальной экскурсии по Кремлю (http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5). Данную экскурсию можно заказать заранее, или учитель сам может рассказать о башнях Московского Кремля.

Урок состоит из 2 этапов.

На первом этапе, подготовительном, обучающиеся получают задание и вместе с учителем выезжают на Красную площадь для сбора информации (фото- и текстового материала) о башнях Московского Кремля. Материал сохраняется на планшеты и нетбук, которые обучающиеся взяли с собой.

На втором этапе учащиеся работают в школьном компьютерном классе. Собранный по выбранной теме материал (графический, текстовый и звуковой) размещают в презентации. Участники группы разрабатывают структуру презентации, компонуют собранный материал, настраивают анимацию объектов, размещенных на слайдах, и демонстрацию презентации. 

Урок является обобщающим при изучении тем «Программное обеспечение ИКТ-средств» и «Коммуникационные технологии». Класс делится на группы в соответствии с техническим обеспечением и заданиями учителя. Обучающиеся знакомятся с полным перечнем мобильных приложений информационных городских порталов Правительства Москвы, устанавливают на школьное мобильное устройство одно мобильное приложение, указанное в задании. В процессе работы над заданием обучающиеся:  

  • осваивают технологию настройки Интернета на мобильном устройстве;

  • знакомятся с программным обеспечением мобильного устройства;

  • изучают технологию установки и активации мобильного приложения информационного портала Правительства Москвы;

  • изучают программные и технические ресурсы, которые используются мобильным устройством, во время работы с мобильными приложениями информационных порталов Правительства Москвы;

  • определяют количество использованной памяти мобильных устройств и полученных мобильных данных во время работы с мобильными приложениями и сервисами информационных порталов Правительства Москвы.

 

Урок является обобщающим при изучении тем «Коммуникационные технологии» и «Основы алгоритмизации». На уроке обучающиеся самостоятельно знакомятся и изучают указанные в задании информационные порталы с URL-адресами из предложенного перечня городских информационных порталов Правительства Москвы с целью применения этих ресурсов в повседневной жизни.

Класс делится на группы в соответствии с заданиями. Учащиеся знакомятся с ресурсами информационных городских порталов и заполняют таблицу по соответствующим городским информационным порталам. Каждая группа подробно (решая ситуационную задачу) знакомится с одним информационным городским порталом и разрабатывает алгоритм (или ментальную карту) использования информационных ресурсов данного городского информационного портала жителями Москвы.

В конце урока группа представляет информационные городские порталы Правительства Москвы, с которыми она работала по заданию. Отчет может быть представлен в свободной форме и должен содержать:

  • таблицу с тематикой информационных ресурсов порталов и способами использования данных ресурсов москвичами;

  • алгоритм взаимодействия с подробно изученным порталом;

  • ответы на вопросы ситуационного задания, с демонстрацией практического решения данных заданий на информационном портале.

 

Урок по теме «Компьютерная графика».

К уроку обучающиеся фотографируют территорию в своем районе, которую хотелось бы празднично оформить. Этой территорией может быть бульвар, уличные скверы, детская игровая площадка, пришкольная территория или классы образовательной организации. Обучающиеся проводят съемку выбранного объекта на цифровой фотоаппарат или на мобильный телефон. Полученные файлы записывают на внешний накопитель информации (флеш-накопитель или оптический диск).

Используя подготовленные фотографии, обучающие выполняют разработку эскиза украшения территории к празднику, например, к Новому году, в растровом графическом редакторе. Разработанные эскизы выставляют в рекреации образовательной организации для всеобщего обсуждения. Обучающиеся, преподаватели и родители «голосуют» за понравившийся эскиз, наклеивая на него цветной стикер. В итоге стикеры подсчитываются. Рейтинг работы определяет её место. Из работ финалистов выбирается работа, доступная к осуществлению обучающимися. Проект реализуется.

Урок посвящён изучению темы «Файлы и файловая система». Комплект групповых заданий предназначен для разработки обучающимися файловой структуры для хранения информации по заданной группе военной техники. На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты сбора информации и создания файловой структуры, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ. Дополнительно предлагаются для решения кейсы, связанные с выполнением различных операций с файлами. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе.

Класс делится на две группы. Каждая группа выбирает капитана и получает задание. В ходе урока группы решают задачу построения модели одного и того же маршрута двумя различными способами: первая – построением взвешенного графа, вторая – созданием табличной модели в электронных таблицах.

Каждый член группы участвует в сборе и систематизации информации (определение возможных маршрутов движения, запись путей в символьной форме, поиск затрат времени на проезд и пересадки, заполнение матрицы смежности и т. д.). На завершающем этапе урока в музее рабочие группы сравнивают полученные записи путей, проводят анализ полученных моделей и обсуждают результаты работы.

Дополнительно предлагается для решения кейс, связанный с разработкой мультимедийных проектов, посвящённых Московскому метрополитену. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе. Созданные проекты могут быть использованы на уроках в начальной школе. 

Урок посвящен изучению темы «Операции с файлами в операционной системе Windows». Комплект групповых заданий предназначен для организации поиска и сбора информации, разработки обучающимися файловой структуры для хранения изображений экспонатов. На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты поиска информации и создания файловой структуры, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ.

Дополнительно предлагаются для решения кейсы, связанные с освоением основных операций с файлами, решением типовых задач. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе. 

Урок посвящен изучению темы «Файлы и файловая система». Комплект групповых заданий предназначен для разработки обучающимися файловой структуры для хранения информации по заданной группе минералов.

На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты сбора информации и создания файловой структуры, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ.

Дополнительно предлагаются для решения кейсы, связанные с выполнением различных операций с файлами. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе.

Урок посвящён изучению темы «Файлы и файловая система». Комплект групповых заданий предназначен для разработки обучающимися файловой структуры для хранения информации по заданной группе экспонатов музея. На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты сбора информации и создания файловой структуры, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ. Дополнительно предлагаются для решения кейсы, связанные с решением типовых экзаменационных задач. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе.

Урок является обобщающим по теме «Информационные коммуникационные технологии», состоит из двух этапов и проводится в форме ролевой игры. Перед классом ставится задание по разработке викторины-сайта на знание исторических объектов города Москвы. Задания викторины разрабатываются с использованием технологии Web 2.0. Материал викторины публикуется в пространстве Google sites.

На занятии учитель предлагает организовать веб-студию по разработке мини-сайтов, согласовывает с обучающимся кандидатуры сотрудников веб-студии и заказчиков сайта, предлагая обучающимся выбрать роли системного программиста, менеджера, модератора и разработчика контента, а также заказчика мини-сайта в соответствии с представленным заданием. По результатам обсуждения проводится редактирование структуры сайта и размещенной информации, если таковое необходимо.

Данный ресурс может быть использован не только на уроках, но и в воспитательной работе образовательной организации.

Урок является практическим по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео», проводится в Центральном музее Великой Отечественной войны и связан с подготовкой материалов к проведению тематических классных часов, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, посвящённых 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Экспозиции Музея позволяют обучающимся погрузиться в события Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Класс делится на группы. В Музее учитель предлагает обучающимся выбрать из таблицы исторические периоды Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), а затем разъясняет, как необходимо выполнить съемку соответствующих экспонатов и разместить иллюстративный материал в своей тематической папке Google Disk.

Дома обучающиеся самостоятельно, используя материалы Google Вisk, разрабатывают видеоотчёты, презентации, инфографику или стендовые доклады по соответствующим периодам Великой Отечественной войны (в соответствии с заданиями и материалами экспозиций) и размещают выполненные работы в соответствующих папках Google Disk.

В ходе урока предполагаются обсуждение, взаимная оценка и самооценка выполненных работ. Материал подготавливается к использованию на мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также для размещения на сайте ОО.

Урок посвящён изучению темы «Построение диаграмм». Комплект групповых заданий предназначен для сбора обучающимися информации по заданной группе экспонатов музея, сортировки собранной информации и построения диаграмм по агрегированной табличной информации. На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты сбора информации и создания диаграмм, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ.

Дополнительно предлагаются для решения кейсы, связанные с построением комбинированных диаграмм и решением типовых экзаменационных задач. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе.

Урок посвящён изучению темы «Создание 3D-модели объекта». Комплект групповых заданий предназначен для сбора обучающимися информации по одной из башен Кремля. Использование конструктивных особенностей кремлевских башен позволяет расширить возможности образовательных организаций города Москвы по использованию городской среды как образовательного ресурса.

Урок состоит из двух частей:

  • историческая – учащиеся изучают особенности архитектурного стиля башен Кремля;

  • самостоятельная работа в группах – учащиеся решают задачу выбора и определения размеров элемента конкретной башни для последующего масштабирования при построении её трехмерной модели по фотографии.

На территории Кремля обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты измерений, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ. Построение моделей проводится во внеурочное время. Обсуждение результатов выполнения групповых заданий проводится на уроке в школе.

Урок по теме «Информационные коммуникационные технологии» проводится в Российском музее леса. Урок посвящён подготовке материалов к проведению тематических классных часов, уроков по защите зелёных насаждений.

Российский музей леса открылся в Москве в 1998 году. Экспозиция музея сочетает разные музейные жанры: исторический, этнографический, естественно-научный и отраслевой. Экспозиция музея позволяет обучающимся представить лес как биологическое сообщество, знакомит с историей становления лесного хозяйства России, рассказывает о том, как восстанавливают и охраняют леса в наши дни. Дома обучающиеся, используя электронную почту и единое дисковое пространство Google Drive, подготавливают материал для соответствующих разделов сайта. На занятии, выбрав конструктор сайтов, они создают сайт проекта. В ходе урока предполагается обсуждение, взаимная оценка и самооценка выполненных работ. По результатам обсуждения проводится редактирование структуры сайта и размещенной информации, если это необходимо.

Разработанный сайт после доработок может быть использован в работе образовательной организации.

Урок посвящён изучению темы «Отношения объектов и их множеств». Комплект групповых заданий предназначен для организации поиска и сбора информации, для разработки логической схемы отношений экспонатов музея. На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты поиска информации и создания схемы отношений экспонатов музея, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ. Дополнительно предлагаются для решения кейсы, связанные с освоением основных понятий, решением типовых задач. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе.

Урок посвящён созданию интерактивных образовательных объектов. Комплект групповых заданий предназначен для сбора обучающимися информации в залах Музея леса. Использование экспозиции музея позволяет расширить возможности образовательных организаций города Москвы по использованию городской среды как образовательного ресурса (в качестве места проведения урока может быть выбран другой объект).

Урок состоит из двух частей:

– поисково-исследовательская – учащиеся в соответствии с заданием собирают информацию в залах музея;

– самостоятельная работа в группах – учащиеся решают задачу создания интерактивного образовательного объекта с использованием различных средств программного обеспечения.

На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты поиска, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ. Построение объектов проводится во внеурочное время. Обсуждение результатов выполнения групповых заданий проводится на уроке в школе.

Урок посвящён изучению темы «Создание 3D-модели объекта». Комплект групповых заданий предназначен для сбора учащимися информации по объектам деревянного зодчества. Использование конструктивных особенностей деревянных строений позволяет расширить возможности образовательных организаций города Москвы по использованию городской среды как образовательного ресурса.

Самостоятельная работа в группах: учащиеся изучают объект для создания планировки и последующего масштабирования при построении его трёхмерной модели по фотографии, собирают информацию по рекламным буклетам.

На территории выставки обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты измерений, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ. Построение моделей проводится во внеурочное время. Обсуждение результатов выполнения групповых заданий проводится на уроке в школе.

Урок посвящён изучению темы «История развития вычислительной техники». Комплект групповых заданий предназначен для сбора обучающимися информации об образцах компьютерной техники. В первой части урока обучающиеся работают по одному из маршрутов, изучают представленные в музее экспонаты и выполняют задания. Во второй части урока организуется практическая деятельность обучающихся по разработке инфографики в веб-сервисе Piktochart.com по теме маршрутного листа. Обсуждение результатов выполнения групповых заданий проводится на уроке в школе.

Урок посвящён изучению темы «Объектно-ориентированное программирование». Комплект групповых заданий предназначен для организации поиска и сбора информации и создания объектной модели экспонатов. На основании модели средствами объектно-ориентированного программирования разрабатывается программа для поиска и систематизации экспонатов музея. На территории музея обучающиеся выполняют задания и обсуждают результаты поиска информации и разработки программы, проводят взаимную оценку и самооценку выполненных работ.

Дополнительно предлагаются для решения кейсы, связанные с освоением основных понятий отношений объектов, решением типовых задач по объектно-ориентированному программированию. Обсуждение результатов выполнения кейсов проводится на уроке в школе.

Урок-практикум является итоговым по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео», проводится в Государственном Дарвиновском музее и посвящен подготовке материалов по работе с «облачными» фото- и видео-сервисами.

Дарвиновский музей является крупнейшим естественно-научным музеем Европы. Экспозиции музея позволяют обучающимся ознакомиться с разнообразием жизни на Земле, узнать об изменчивости, наследственности и естественном отборе, познакомиться формами борьбы за существование в природе. Уникальную часть фондов музея составляют разнообразные коллекции.

Класс делится на группы. В музее учитель предлагает обучающимся выбрать географическую область суши и выполнить съемку животного мира, населяющего данную географическую зону. Затем разъясняет, как выполнить съемку экспонатов и разместить фотографии в своей тематической папке Google Disk.

Дома обучающиеся самостоятельно, используя материалы Google Disk и рабочие листы с заданиями, разрабатывают фильм-презентацию, слайд-шоу или фотоколлаж по соответствующим географическим зонам и размещают выполненные работы как на своем личном пространстве в сети Интернет, так и в соответствующих папках Google Disk.

Обучающиеся размещают выполненные задания на своих личных страничках в сети Интернет. В ходе урока предполагается обсуждение, взаимная оценка и самооценка выполненных работ. Обучающиеся представляют результаты обсуждения работ, размещённых на личных страничках обучающихся, сообществом интернет-пользователей.