8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 20 Октябрь 2021 11:38

Методические рекомендации для педагогических работников по использованию документальных и художественных фильмов на уроках истории

Использование на уроках истории фрагментов из документальных и художественных фильмов помогает реализовать следующие задачи:

  • мотивировать учащихся на изучение определённой темы или выполнение конкретной работы;
  • развить определённые умения, навыки и компетенции учащихся;
  • привлечь внимание детей к той или иной теме или проблеме;
  • расширить кругозор и познавательную активность учащихся.

Работа с фильмами может состоять из следующих трёх этапов: 

  • вступительная беседа;
  • просмотр кинофрагмента;
  • проверка понимания кинофрагмента. 

Учителю важно помнить, что демонстрация фильма является не развлечением, а частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания.

Работа с киноматериалом сопряжена с определёнными трудностями:

  • проблема исторической достоверности используемых киноматериалов. Ярко и наглядно показывая события прошлого, исторические фильмы, как правило, содержат немало элементов художественного вымысла, зачастую вступающих в противоречие с исторической правдой, а сюжет некоторых кинолент основан исключительно на вымышленных событиях. Решение: Обязательно необходимо объяснять ученикам, что любой исторический фильм не есть история, а лишь историческая версия;
  • проблема необходимости соотнесения видеофрагментов с временными рамками урока. Решение: на помощь в этом случае может прийти видеомонтаж; просмотр может стать формой домашнего задания, индивидуального, группового или общего, кинокартины можно показать во внеурочное время, в ходе исторического кружка.

Каждый видеофрагмент должен снабжаться системой вопросов и заданий, что позволяет использовать его не только в качестве иллюстративного материала, но и как объект анализа, а также для проверки знаний учащихся по пройденному материалу.

Анализируя фильм, необходимо обращать внимание на следующие данные:

  • название (и варианты названия, если они были);
  • коллектив авторов;
  • даты создания (от начала работы до выхода на экран);
  • краткая характеристика времени создания (основные исторические события и тенденции развития);
  • цели создателей фильма (реализация социального заказа, планируемый художественный эффект, ответ на вызовы своего времени);
  • интересные факты о создании картины;
  • общественный резонанс;
  • отзывы о фильме;
  • литература о фильме;
  • историческая концепция фильма;
  • научная концепция событий, лежащих в основе фильма;
  • социокультурное значение;
  • актуальность фильма;
  • композиция;
  • актёрские работы;
  • достоверность бытовой среды;
  • стиль и жанр;
  • индивидуальное восприятие учащихся.

В соответствии с конкретными формами и задачами педагогической работы учитель может компоновать различные схемы анализа.

Возможные формы организации уроков:

  • уроки-диспуты. В ходе урока рассматриваются и исследуются спорные вопросы, проблемы, различные подходы. При проведении таких уроков возможно разделение класса на группы;
  • кинофестиваль. В ходе урока обучающиеся, обсуждая фильм, играют определённые роли: «создатели» фильма, жюри историков, творческое жюри;
  • проектная деятельность. Для подготовки проектов небольшими группами учеников перспективны темы более узкого временного охвата. В ходе работы над проектами учащиеся привлекают различные источники: официальные документы, периодику, мемуары и т. п. Проектная деятельность может включать и социологическое исследование;
  • уроки-семинары. Характеризуются самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На семинарах школьники учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
  • урок-экскурсия. Формы проведения уроков-экскурсий весьма многообразны: например, кино- или телеэкскурсии. Данный вид урока позволяет учащимся знакомиться с культурным наследием отечественной и зарубежной истории, не выходя из школьного кабинета. Большую помощь здесь оказывают видеоматериалы, представленные в телевизионных циклах, подготовленных крупнейшими музеями России.