8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 30 Ноябрь 2018 10:43

Методические рекомендации для учителей химии образовательных организаций об особенностях подготовки учащихся к ГИА 2019 года по химии

В целях повышения уровня подготовки учащихся к ГИА по химии целесообразно ознакомиться с результатами экзамена прошлого года и использовать материалы анализа при планировании работы по подготовке к экзамену 2019 года. Аналитические материалы результатов Единого Государственного экзамена по химии 2018 года представлены на сайте Федерального института педагогических измерений в разделе «ЕГЭ и ГВЭ-11. Аналитические и методические материалы».

В работе по подготовке учащихся к экзамену следует опираться на документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по химии 2019 года: кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого государственного экзамена; спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена; демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.

При подготовке учащихся к экзамену рекомендуется соотнести темы уроков в календарно-тематическом планировании и задания экзаменационной работы, для выполнения которых необходимо владеть знаниями и умениями, осваиваемыми на данном уроке.

В рамках подготовки учащихся к экзамену необходимо включать аналогичные экзаменационным задания в содержание учебных занятий и использовать на различных этапах урока: при актуализации знаний, объяснении материала и его первичном закреплении, предлагать их в качестве домашнего задания. Рекомендуется использовать задания на уроках обобщения и систематизации знаний и в проверочных работах. Учитывая изменения в экзаменационной работе, целесообразно предлагать задания, обеспечивающие проверку сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Шире предлагать задания, условия которых сформулированы в новом формате, или если в условие задания включены вещества или реакции, которые не встречались на уроках. Для разработки заданий, включения их в сценарии уроков и эффективного использования рекомендуется задействовать возможности Московской электронной школы, электронный образовательный контент библиотеки МЭШ.

При подготовке учащихся к экзамену целесообразно на учебных занятиях акцентировать внимание учащихся на типичных ошибках и ошибочных подходах к выполнению заданий, формировать у выпускников умения анализировать условия заданий и на основе этого определять верные пути их решения, а также грамотно и корректно записывать решения заданий.

При решении расчётных задач необходимо формировать у учащихся умение разрабатывать многоэтапный алгоритм решения, применять сформированные теоретические знания и расчётные умения с учётом конкретного условия задания. Рекомендуется сделать правилом фиксацию всех этапов решения заданий, что позволяет снизить вероятность случайных ошибок за счёт возможности самоконтроля правильности решения экзаменационного варианта на этапе проверки ответов.

Целесообразно шире использовать задания, требующие от учащихся комплексного применения знаний, умения применять знания в обновлённой ситуации или когда для решения необходимо самостоятельно составить алгоритм решения, отличающийся от ранее отработанных.

На отработку вышеописанных проблем должна быть направлена корректировка процесса подготовки. Важную роль в этом отношении должно сыграть расширение многообразия заданий, решаемых на этапе подготовки, например предусматривающих запись цепочек превращений веществ из неорганических в органические и наоборот, а также решение расчётных задач вне формата ЕГЭ по химии.

Большое значение для успешного выполнении заданий имеет высокий уровень сформированности не только предметных планируемых результатов, но и метапредметных, основу которых составляют универсальные учебные действия. Именно владение последними позволяет осуществлять поиск необходимой информации, извлекать её из условия задания, анализировать, преобразовывать информацию в нужную форму в соответствии с требованиями, выстраивать индивидуальный алгоритм решения.

Следует обратить внимание на ряд изменений, произошедших в КИМ по химии за последние два года. Главным образом они коснулись изменения формата заданий, в частности исключения заданий с выбором ответа, что привело к значительному понижению вероятности случайного угадывания правильного ответа. Кроме того, решение таких заданий предусматривает достаточно шаблонный алгоритм мышления, когда для нахождения правильного ответа можно исключить наименее вероятные, тем самым повысив вероятность нахождения верного ответа. Переход в части 1 только на задания с кратким ответом предполагает необходимость более системного уровня владения материалом, даже в случае с заданиями базового уровня сложности: выбор двух ответов из пяти, или установление трёх соответствий вынуждает учащегося анализировать больший объем информации и совершать в процессе выполнения большее количество мыслительных операций. Указанная специфика решения заданий предполагает изменение подходов к решению: вместо «подбора-выбора» правильного ответа перейти к более глубокому анализу исходных данных в условии и гипотетическом определении возможных вариантов ответа, к реальным ответам, приведённым в перечне. При этом для правильного выполнения заданий важным является также и грамотная запись данных, извлечённых из условия задания, а также ответа на задание.

Из приведённого описания подхода к решению следует, что одним из важнейших умений для выпускников становится умение находить нужную информацию, анализировать её, фиксировать этапы решения. И в данном случае речь идёт не только о части 2, где запись решения является обязательной по причине требований к заданиям с развёрнутым ответом, но и о заданиях части 1, в которых запись решения не требуется.

Данный аспект подчёркивает значимость формирования не только предметных, но и метапредметных планируемых результатов, важной составляющей которых являются универсальные учебные действия (УУД), которым уделено значительное внимание во ФГОС второго поколения.

Повышение внимания при подготовке к экзамену названным выше аспектам позволит снизить потери баллов при выполнении заданий экзаменационной работы. Вместе с тем наиболее надёжным вариантом подготовки к экзамену является систематическое изучение курса химии, сопровождающееся отработкой решения в рамках текущего и рубежного контроля различных форм заданий, направленных на проверку химических свойств веществ, в том числе выходящих за рамки моделей, используемых в экзаменационных вариантах ЕГЭ, а также включающих описание химических экспериментов.