8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 28 Октябрь 2020 18:17

Онлайн-занятия в образовательной студии «Биоэфир»

В Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева, благодаря грантовой поддержке Благотворительного фонда В. Потанина, заработала образовательная онлайн-студия «Биоэфир». Научные сотрудники проводят занятия для обучающихся по биологическим темам, которые соответствуют курсам школьной программы «Окружающий мир», «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «Общая биология».

Занятия проходят в дистанционном формате по предварительной договоренности о дате проведения, времени и теме. В режиме онлайн научные сотрудники знакомят обучающихся с биологической теорией, демонстрируют музейные экспонаты, приглашают заглянуть в микромир с помощью цифрового микроскопа, показывают опыты.

Занятия проходят на платформе Microsoft Teams, их продолжительность – не более 40 минут. Предполагается общение с научным сотрудником музея по видеосвязи или через чат.

Структура и примерный тайминг занятия: сначала рассказ и демонстрация фондовых предметов или экспонатов через микроскоп – не более 30 минут, затем ответы на вопросы и обсуждение.

Все занятия проходят бесплатно.

Заказать онлайн-занятия можно по тел. 8 (499) 252-36-81 или по почте: mass@gbmt.ru

Перечень тем онлайн-занятий

1. Повторять можно (3–5 класс)

На занятии дети познакомятся с некоторыми веществами, их свойствами и особенностями протекания химических реакций. Ребята увидят занимательные опыты с доступными и безопасными веществами, которые наверняка есть в каждом доме – на кухне или в аптечке.

2. Прогулки с паразитами (1–8 класс)

На занятии дети познакомятся с паразитами человека, вызывающими такие заболевания, как чесотка, малярия, клещевой энцефалит и др. Школьники узнают о том, где находятся очаги этих заболеваний, какие условия и факторы необходимы для распространения паразитов. Им расскажут о риске заражения паразитами при путешествии в различные страны, поведают истории открытия новых земель, которые впоследствии привели к массовым эпидемиям (черная оспа, сифилис, вирус иммунодефицита человека). Также дети узнают, как человечество укротило многие из опаснейших заболеваний, такие как черная оспа, сифилис, лепра, туберкулез, чума и др. Отдельно школьникам расскажут о современной эпидемии – вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ).

3. История бумаги (с 3 класса)

Бумага прочно вошла в нашу жизнь и не сдаёт свои позиции, хотя появились новые носители информации. А что использовали люди до появления бумаги, чтобы написать письмо, передать привет или зафиксировать свои расходы? На чём писали в древности на Руси или в Египте? На занятии дети узнают, чем глиняные таблички отчаются от восковых дощечек, где использовали узелковое письмо, из чего делают папирус. Ну и, конечно, кто, когда и из чего предложил делать бумагу. А помогут им в этом разнообразные экспонаты.

4. Клетки человека (с 7 класса)

Участники занятия познакомятся с клетками, из которых состоят все живые организмы, в том числе и мы с вами. На занятии помогут приготовить препарат собственных клеток и изучить его под микроскопом. Школьники рассмотрят их строение и основные компоненты. Можно будет сравнить наши клетки с клетками растений, а также познакомиться с разнообразием клеток человека.

5. Обитатели древних морей (с 2 класса)

Глубины морей и океанов до сих полны загадок, мы изучили лишь небольшую часть их обитателей. А уж что говорить о тех, кто жил в морях и океанах миллионы лет назад! Параметры современных рыб и китов далеки от размеров тех, кто населял водные просторы планеты в те далёкие времена. На занятии дети познакомятся с палеонтологией – наукой о вымерших животных и растениях, а также узнают о том, как палеонтологи находят и изучают окаменелости. Там, где сейчас находится Москва, сотни миллионов лет назад было море. Ребята увидят настоящие останки доисторических животных со дна этого древнего моря, а также узнают об их потомках и родственниках, доживших до наших дней.

6. Удивительное в мире растений (с 1 класса)

Занятие представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках необычных, удивительных, поражающих воображение растений. Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения-подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения – вот с какими чудесами знакомятся ребята в ходе этой «экскурсии». Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях. На занятии научные сведения по морфологии, анатомии и экологии растений подаются в художественной форме, увлекательно, поэтому «экскурсия» вызывает живой интерес.

7. Насекомоядные растения (с 3 класса)

Хищные растения довольно широко распространены по всему миру. Основу их питания составляют насекомые, поэтому такие растения часто называют еще и насекомоядными. На занятии дети познакомятся с историей изучения этой группы, разнообразием растений-хищников, их распространением, узнают, как и чем они ловят добычу. Слушателям расскажут об уникальности явления хищничества среди растений, экологических факторах, благодаря которым это явление существует и развивается. Дети узнают интересные факты о количестве съедаемых растениями жертв, скорости реакции ловчих аппаратов, размерах растений и о многом другом.

8. Растения на службе человека (1–7 класс)

Занятие знакомит с растениями, которые использует человек: пищевыми, волокнистыми, лекарственными. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом. Что делают из мягкой, а что из твёрдой пшеницы? Почему рожь очень вынослива? Отчего так всемогущ овёс? Злак, взлетающий под облака, любимица Мексики, белоснежный хлеб, каша и веник одновременно – что это за растение? Что ели на Руси, когда не было картошки? Почему «помидор» в переводе с французского – это «золотое яблоко»? Отчего огурцы бывают горькими? Из каких растений получают душистые масла? Многоликая капуста, «лук от семи недуг», тайна красавца граната, секреты лимона, загадки абрикоса – вот что ждет вас на занятии.

9. Лист и фотосинтез (с 6 класса)

Это занятие может быть использовано как введение, завершение и дополнение данной темы в школьной программе. Рассматриваются понятие «фотосинтез», условия, при которых он протекает, история открытия. Большое внимание уделяется листу – органу растения, в котором в основном и происходит процесс фотосинтеза. Морфология, анатомия, разнообразие листьев рассматриваются на примере демонстрационных экспонатов, иллюстраций, комнатных растений. В течение занятия проводятся опыты.

10. Корень и минеральное питание (с 6 класса)

Занятие знакомит с тем, как устроен корень, какие бывают корневые системы и видоизменения корня. Слушатели узнают ответы на следующие вопросы: что собой представляет корень, как он устроен снаружи и внутри, как питание поступает в клетки корня, что происходит с этими веществами в растении дальше и как влияют на растение различные микроэлементы.

11. Стебель и передвижение веществ (с 6 класса)

На занятии ребята смогут узнать ответы на вопросы: что такое побег и как он устроен, какое отношение имеет стебель к побегу, как происходит передвижение питательных веществ в стебле растения, что такое метаморфозы (видоизменения) побега, чем отличается корневище от луковицы, какое отношение имеет почка к кочану капусты и многое другое.

12. О чём рассказывают кости? (с 8 класса)

Со словами «кости» и «скелеты» у нас связано множество неприятных ассоциаций – смерть, призраки, «весёлый Роджер». Между тем кости – это живые органы, которые растут и со временем меняются, залечивают травмы и, увы, могут болеть. Кости бережно хранят воспоминания о том, в каких условиях рос и развивался организм, чем занимался и чем болел его хозяин. Именно тому, какую информацию можно получить от скелета и костей, и посвящено это занятие.

13. Простейшие (с 6 класса)

Простейшие состоят из одной клетки, которая осуществляет такие жизненно важные функции, присущие многоклеточным организмам, как движение, питание, дыхание и т. д. Обитают одноклеточные организмы в основном в жидкой среде – в морской и пресной воде, во влажной почве, в других организмах. Они настолько маленькие, что увидеть их невооружённым глазом не получится. На занятии школьники узнают, что представляют собой одноклеточные организмы, как они устроены, где обитают.

Циклы из двух занятий (можно заказать вместе и по отдельности)

  • Природа Москвы (3–5 класс): ближайшие соседи
  • Природа Москвы (3–5 класс): дикая природа в городе

Москва – мегаполис с огромным количеством домов и иных зданий. Но, несмотря на сплошную застройку, в городе находится место для зелёных зон. В Москве есть несколько лесных территорий: национальные парки, заповедники, лесопарки, среди которых – Лосиный остров, Измайлово, Кузьминки, Битцевский лес и другие. Есть водоёмы с естественными берегами, луга и пустыри. В этих местах встречаются животные и растения, которые в городе, казалось бы, не могут существовать, но в Москве сохранились. На занятиях дети не только узнают о жизни разных животных и растений, обитающих в лесных массивах Москвы, но и по-новому откроют для себя нашу столицу с её удивительными уголками природы.

Первое занятие посвящено нашим ближайшим соседям. Мы привыкли воспринимать человека как угрозу для природы. Но это не совсем так. Есть множество животных и растений, жизнь которых тесно связана с городом. Рядом с человеком их всегда будет больше, чем в дикой природе. И это не только домашние животные… Об особенностях жизни в большом городе и синантропных (то есть живущих рядом с человеком) животных вы узнаете на первой лекции.

Второе занятие посвящено дикой природе Москвы. Москва – это не только каменные джунгли. В нашей столице ещё есть естественные леса, луга, водоёмы. Такие сообщества мало изменены человеком, в них сохранилась природная флора и фауна. При этом некоторые дикие животные в Москве людей боятся меньше, чем вне города, а значит, более доступны для наблюдения.

  • Путь пирожка (3–5 класс, 8–9 класс): питание
  • Путь пирожка (3–5 класс, 8–9 класс): пищеварение

«Путь пирожка» – серия из двух онлайн-занятий, посвященных питанию и пищеварению (можно заказывать отдельно).

На первом занятии мы говорим о питании, о том, зачем нам нужна пища, какие питательные вещества существуют (с демонстрацией качественных реакций на эти вещества), разбираемся с понятием «здоровое питание». Мы поговорим не только о питании человека, но и о животных, о том, как пища определяет их образ жизни.

Второе занятие посвящено строению пищеварительной системы человека. С помощью опытов мы наглядно рассмотрим работу пищеварительных ферментов в разных ее частях, а также узнаем о том, как люди изучали работу пищеварительной системы и как поддерживать ее здоровье.

  • Кровь. Река жизни (3–5 класс, 8–9 класс): клетки крови
  • Кровь. Река жизни (3–5 класс, 8-9 класс): система кровообращения

Какими свойствами обладает кровь и из чего она состоит? Почему она красного цвета? Существует ли голубая кровь? Что такое группы крови? Что заставляет кровь находиться в постоянном движении и по какому пути она движется? Чем отличаются друг от друга артерии, вены и капилляры? Вот основные вопросы, на которые даёт ответ этот цикл занятий.

Первое занятие знакомит со строением крови. На втором занятии можно узнать о том, как кровь движется по телу и как работает наше сердце.

  • Кто всему голова (3–5 класс, 8–9 класс): путешествие по нервной системе
  • Кто всему голова (3–5 класс, 8–9 класс): как мозг управляет нами

Это занятие посвящено нервной системе, которую иногда называют «главной системой живого организма». Именно она обеспечивает согласованную работу всех органов, «устанавливает» связь организма с внешней средой. Благодаря работе нервной системы человек способен видеть и слышать, думать и говорить, запоминать и фантазировать. О том, как нервная система справляется со своими сложными и многообразными обязанностями, и пойдёт речь в этом цикле.

На первом занятии научный сотрудник расскажет о том, как устроена нервная система. На втором занятии можно будет узнать об особенностях работы нервной системы, о том, как мы думаем, говорим, двигаемся, спим и принимаем решения.

Технические требования для проведения занятий в прямом эфире

  1. Наличие большого экрана для трансляции видео (экран с проектором или смарт-доска).
  2. Наличие колонок для трансляции звука.
  3. Наличие микрофона (в случае отсутствия микрофона свои вопросы можно будет писать в чате во время проведения занятия).
  4. Наличие компьютера со следующими характеристиками:
  • установлена одна из следующих операционных систем: Windows 7, Mac OSX Ubuntu 10 или их более поздние версии;
  • установлена последняя версия браузера Google Chrome, Firefox, Microsoft Edge или Safari;
  • наличие интернет-подключения со скоростью не меньше 5 Мбит/с.

Мы также рекомендуем подключаться к сети Интернет с помощью кабеля, а не по беспроводному соединению. 

Возможные варианты подключения к «Биоэфиру»:

  • Zoom;
  • Microsoft Teams;
  • скрытая ссылка в YouTube (в данном случае обратная связь будет возможна только посредством чата или по телефону).

Отв. за размещение информации: Кирьянова Е. Н., старший методист ГМЦ ДОНМ