8(495)912-63-37 
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 22 Январь 2021 16:08

Методические рекомендации по организации мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Задачи методических рекомендаций:

– оказать методическую помощь педагогам образовательных организаций по организации и проведению мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества», посвящённых памятным датам в истории Отечества;
– помочь педагогам в концептуальном осмыслении значения данных тематических образовательных событий для воспитания и социализации обучающихся;
– предложить педагогам вариативные подходы к методическим, содержательным, технологическим аспектам проведения мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества».

Ожидаемый результат использования данных методических рекомендаций представляется следующим.

Педагог:

  • создаст условия для организации и проведения мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»;
  • осуществит выбор форм и методов для проведения мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»;
  • определит виды деятельности для развития детей и формирования личностных качеств с учётом ресурсов и возможностей образовательной среды;
  • получит возможность использовать ссылки на информационные ресурсы для организации и проведения мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества».

Целью мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества» является создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к памятным датам в истории Отечества.

Основные задачи мероприятий в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»:

– способствовать воспитанию уважительного отношения к историческим событиям Отечества;
– раскрыть значение духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации для подрастающего поколения;
– способствовать изучению истории и жизни героев Отечества;
– вовлечь обучающихся и их родителей в музейное пространство образовательной организации.

Основными мероприятиями в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества» являются:

  • единый музейный урок «Медаль за бой, медаль за труд», посвящённый труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны, в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»;
  • онлайн-выставки с аудиогидом «Защитники Отечества» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»;
  • флеш-сессия педагогов «Воспитай патриота» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»;
  • патриотическо-добровольческие акции «Маршруты памяти» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества».

Даты из календаря образовательных событий:

  • Урок мужества «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»;
  • Урок мужества «Международный день памяти жертв Холокоста»;
  • День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
  • День защитника Отечества.

Среди наиболее распространённых и действенных форм проведения мероприятий патриотической направленности – уроки мужества.

Полезная информация

  • Цель уроков мужества – помочь обучающимся глубже осознать беспримерный подвиг своих соотечественников во время Великой Отечественной войны, увидеть связь нашего героического прошлого с современностью.
  • Урок мужества должен быть актуальным и интересным той возрастной категории школьников, для которой предназначено мероприятие.
  • Используемый материал должен быть ненавязчивым и отвечать потребностям обучающихся.
  • Информация, сведения и другие факты должны соответствовать исторической действительности и в то же время раскрывать новые, неизвестные обучающимся страницы нашей истории.
  • Создание на уроке комфортной психологической атмосферы, где каждый имеет право на высказывание собственных мыслей.
  • Урок мужества направлен на развитие интеллектуальных умений учащихся, умений анализировать, сравнивать, обобщать, сопереживать, делать собственные выводы.
  • Во вступительном слове урока мужества педагогу необходимо раскрыть понятие «подвиг». Подвиг – это не просто действие человека, сопряженное с опасностью, требующее напряжения сил. Подвиг – это самоотверженный поступок, совершенный во имя идеи, на пользу общества. Это результат большого труда, результат постоянного накопления опыта. Подвиг требует физической выносливости, нравственных сил, знаний, целеустремленности и нередко самопожертвования. В ходе урока мужества важно отметить участников военных действий, сделать акцент на вкладе в Победу тружеников тыла, на лишениях, которые испытали на себе дети войны.

Полезные ссылки к уроку мужества «Медаль за бой, медаль за труд», посвящённый труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны

Битва за Ленинград стала одним из важнейших сражений Второй мировой войны и самым продолжительным в годы Великой Отечественной войны. Одна из основных задач современной школы – воспитание обучающихся на конкретных примерах героизма, мужества и доблести соотечественников в разные исторические эпохи. Нельзя воспитать полноценного гражданина, патриота, если нет примера для подражания. Этим примером является подвиг ленинградцев, которые пережили почти 900 дней блокады.

Тематический урок мужества, посвящённый полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, направлен на формирование у школьников патриотического отношения к Родине на примере истории Великой Победы и должен:

  • способствовать формированию у обучающихся интереса к героическому прошлому нашей страны;
  • расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и блокаде Ленинграда;
  • вовлечь обучающихся и их родителей в изучение материалов, посвящённых Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
  • способствовать формированию чувства гордости за свой народ и любви к Родине на примерах подвигов советских людей;
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению и бережное отношение к памятникам войны.

Полезные ссылки к уроку мужества «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»:

Современные фильмы о блокаде Ленинграда:

  • Крик тишины (2019);
  • Линия Марты (мини-сериал, 2014).

Рекомендуются следующие формы тематических уроков:

  • уроки мужества, беседы, классные часы, торжественные линейки, литературно-музыкальные композиции, интерактивные мероприятия, тематические выставки о защитниках и жителях блокадного Ленинграда;
  • организация в библиотеках выставок книг, произведений изобразительного искусства о защитниках и жителях блокадного Ленинграда;
  • демонстрация фильмов о блокадном Ленинграде с последующим обсуждением;
  • поисково-исследовательская и проектная деятельность по темам: «Дети блокадного Ленинграда», «Учёные блокадного Ленинграда», «Театр и музыка сражающегося города», «Писатели и поэты города-фронта», «Спорт в блокадном Ленинграде: мы победим!», «Дорога жизни», «Судьба культурных ценностей Ленинграда в годы блокады» и др.;
  • виртуальные экскурсии в музеи, посвященные обороне и блокаде Ленинграда: «Подводная лодка Д-2 «Народоволец», Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», Военно-исторический центр Карельского перешейка, Музей обороны Ленинграда, Музей хлеба, Музей подводных сил России имени А. И. Маринеско, Музей «Дорога жизни», Музей-панорама «Прорыв».

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Эта памятная дата призвана напомнить о наиболее последовательном геноциде в мировой истории.

Фильмы:

  • Собибор (2018) 12+;
  • Мальчик в полосатой пижаме (2008) 12+;
  • Дьявольская арифметика (1999) 12+.

Алгоритм организации уроков мужества в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»:

  • подготовить и провести урок мужества;
  • разместить на сайте образовательной организации материал о его проведении;
  • прикрепить ссылку на свой подготовленный материал на сайте http://konkurs.mosmetod.ru/, выбрав III этап Фестиваля «Духовные скрепы Отечества».

Рекомендуемые формы патриотическо-добровольческих акций «Маршруты памяти» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»:

  • Праздничная концертная программа «Маршруты памяти»;
  • Портретная галерея, представленная фотографиями и рисунками о защитниках Отечества;
  • Литературно-музыкальная гостиная;
  • Урок мужества;
  • Поэтический час, посвящённый Дню защитников Отечества;
  • Краеведческий экскурс «Памятные места нашего района», «Мой район в годы войны»;
  • Выпуск газет «Герои живут среди нас»;
  • Классные часы «Защитники  Отечества».

Алгоритм для участия педагогов в патриотическо-добровольческих акциях «Маршруты памяти»:

  • подготовить и провести патриотическо-добровольческие акции «Маршруты памяти», используя полезные ссылки;
  • разместить на сайте образовательной организации информацию об участии (фото, отзывы и пост-релиз);
  • прикрепить ссылку на свой подготовленный материал на сайте образовательной организации в систему http://konkurs.mosmetod.ru/, выбрав III этап Фестиваля «Духовные скрепы Отечества».

Полезные ссылки:

Полезные ссылки для организации онлайн-выставок «Защитники Отечества» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»

Кинолекторий и интернет-киновикторина «Маленькие герои большой войны» в рамках IV этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»
(февраль-март 2021 года)

Рекомендуемые фильмы:

  • Садись рядом, Мишка! (1977);
  • Маленький сержант (1975);
  • Мама, я жив! (1985) 12+;
  • Любаша (1978);
  • Хлеб детства моего (1977).

Рекомендуемые фильмы для обучающихся кадетских классов:

  • Мальчишки (1978) – 2 серии;
  • Сын полка (1981) – 2 серии, 6+;
  • Сто первый (1982) – 2 серии.

26 февраля 2021 года в 15:30 состоится флеш-сессия «Воспитай патриота» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Для участия в качестве спикера или эксперта можно отправить заявку методисту Мелиной С. И. до 22 февраля 2021 года на почту melinasi@mosmetod.ru. Педагоги могут принять участие как в городской флеш-сессии, так и организовать свой формат трансляции лучших педагогических практик в своей образовательной организации.

Рекомендуемые темы для участия педагогов во флеш-сессии «Воспитай патриота» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества»:

  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;
  • День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
  • Единый музейный урок «Медаль за бой, медаль за труд»;
  • День защитника Отечества.

Материал носит рекомендательный характер. Педагог может воспользоваться им либо непосредственно, либо в качестве навигатора, помогающего выстроить тематический урок или памятное мероприятие в соответствии с преподаваемым предметом или собственными профессиональными предпочтениями, с особенностями класса, школы. Педагоги могут по своему усмотрению изменять, дополнять предложенный материал в зависимости от конкретных условий образования.