8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Среда, 22 Февраль 2017 16:09

Методические рекомендации по организации воспитательного процесса в образовательных организациях посредством изучения культурно-исторического потенциала города Москвы

Аннотация: данные методические рекомендации актуализируют роль культурно-исторического потенциала города Москвы в организации процесса воспитания и предлагают перечень профессиональных действий педагога, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся посредством изучения культурных и исторических ценностей столицы.

Пояснительная записка

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 272 от 29 декабря 2012 года одной из приоритетных задач образования является воспитание, которое понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Огромные возможности для развития и личностного роста обучающихся предоставляет московскому педагогу культурно-исторический потенциал столицы.

Методические рекомендации по организации воспитательного процесса в образовательных организациях посредством культурно-исторического потенциала города Москвы предназначены для заместителей руководителей по вопросам воспитания и социализации, классных руководителей, педагогов-оргиназаторов.

Целью разработки данных методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам по вопросам организации процесса воспитания посредством изучения культурно-исторического потенциала города Москвы.

Актуальность данной разработки связана с современным пониманием процесса воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: педагоги овладеют теоретическими знаниями по вопросам организации процесса воспитания посредством изучения культурно-исторического потенциала города Москвы.

Содержание

Культурно-исторический потенциал города Москвы и его роль в организации воспитательного процесса

Культурно-исторический потенциал города Москвы представлен творениями архитектуры, школами исполнительного и художественного мастерства, уникальными коллекциями архивов, библиотек, кинотеатров, множеством музеев, театров, выставочных залов. В культурные комплексы столицы также входят парки, скверы, усадьбы, храмы и монастыри. Всё богатство культурного и исторического наследия Москвы является масштабной платформой для организации воспитательного процесса в образовательных организациях, т. к. знакомясь с историей и культурой города, его достопримечательностями, обучающиеся учатся соотносить свою жизнь с определёнными временными и этнокультурными условиями, тем самым они приобщаются к богатствам национальной и мировой культуры, осознают себя как граждане своей страны и как члены гражданского общества.

Культурно-исторический потенциал города Москвы создаёт перспективные условия для организации деятельности обучающихся, в ходе которой они приобретают компетенции, необходимые в жизни, формируют личность. Использование культурно-исторического потенциала столицы России в организации процесса воспитания поможет педагогу в воспитании личности школьника, приближенной к воспитательному идеалу, обозначенному в «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России», а это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

С целью реализации задач воспитания педагогам, работающим в образовательных организациях города Москвы и осуществляющим воспитательную работу с обучающимися, рекомендуется:

  • принять во внимание перечень музеев и театров, рекомендованных для посещения согласно Постановлению Правительства Москвы от 30 июня 1998 г. № 516 «Об организации бесплатного посещения учреждений культуры Москвы учащимися образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям»; 
  • используя образовательные возможности культурного и исторического потенциала города Москвы, ориентироваться на достижение задач воспитания, обозначенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
  • организовывать посещение обучающимися музеев, выставочных залов не реже одного раза в квартал, посещение театров не реже 1 раза в квартал;
  • планируя воспитательную работу с обучающимися посредством изучения культурно-исторического потенциала столицы, учитывать их возрастные особенности;
  • с целью мотивации поисковой и исследовательской деятельности школьников посещение музеев и театров предварять тематическими классными часами, способствующими развитию интереса обучающихся к предстоящему экскурсионному или культурному мероприятию;
  • используя культурно-исторический потенциал столицы в решении задач воспитания, способствовать формированию новых знаний обучающихся, выработке положительного эмоционального отклика к полученным знаниям и созданию продукта деятельности. Создание продукта деятельности обучающихся по итогам проведённого мероприятия закрепляет полученные знания и позволяет применить их на практике. В качестве продукта деятельности учитель может предложить ребятам создать коллаж, фотоальбом, стенд, нарисовать рисунки, организовать тематические выставки, создать рекламный буклет, видеоэкскурсию, проект и т. д.;
  • в работе по изучению культурно-исторических достопримечательности города Москвы стремиться к разнообразию видов деятельности обучающихся, используя воспитательные возможности современных форм и методов работы, таких как экскурсии, тематические прогулки, исследовательские проекты, квесты;
  • эмоциональный отклик обучающихся по итогам проведенного мероприятия (экскурсии, квеста, поискового исследования и т. д.) является одним из воспитательных результатов, на которые должен ориентироваться педагог. С этой целью учителю важно проводить коммуникативную рефлексию с обучающимися, в ходе которой направлять ребят на размышления о полученной информации. Формами коммуникационной рефлексии могут являться беседы, диспуты, дискуссии, позволяющие учителю и ученику высказать и обосновать свою позицию, а также внести конкретные предложения, касающиеся использования полученной в ходе организованной деятельности информации;
  • в решении задач воспитания посредством изучения культурно-исторического потенциала города Москвы наряду с традиционными формами работы полноценно использовать образовательные возможности интернет-технологий, освоить и применять в педагогической практике технологии виртуальных экскурсий и квестов;
  • в качестве предполагаемых воспитательных результатов ориентироваться на формирование национальных базовых ценностей, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, наука, традиционные российские религии, искусство, литература, природа, человечество и формирование ключевых компетенций обучающихся (ценностно-смысловые, социальные, коммуникативные, информационные компетенции).

Методические рекомендации составлены Тесёлкиной С. В., методистом ГМЦ ДОгМ, teselkinasv@mosmetod.ru