8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Четверг, 29 Декабрь 2016 15:51

Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей в образовательных организациях

Аннотация

Данные рекомендации определяют понятие «методическое объединение классных руководителей», содержат систематизированную информацию о цели, задачах, формах, методах, порядке организации работы МО, возможной структуре анализа и планирования методической работы.

Пояснительная записка

Основополагающими документами для разработки методических рекомендаций по организации работы методического объединения классных руководителей являются: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Государственная программа города Москвы на 2012–2018 гг. «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование"), Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя».

Методические рекомендации по организации работы МО классных руководителей предназначены для заместителей руководителей образовательных организаций, председателей методических объединений классных руководителей, классных руководителей.

Целью разработки данных методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам по вопросам организации методической работы в рамках образовательной организации.

Актуальность данной разработки связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций классных руководителей через развитие системы непрерывного педагогического образования, которое невозможно без участия самих образовательных организаций и созданных на их базе методических объединений.

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций:

  • педагоги овладеют теоретическими знаниями по вопросам организации системной методической работы классных руководителей;
  • педагоги совершенствуют имеющиеся навыки анализа, планирования и организации работы методического объединения классных руководителей.

Содержание

Методическая работа является своеобразным инструментом профессионально-педагогической (управленческой) деятельности образовательной организации, в рамках которой решаются проблемные вопросы обучения и воспитания, совершенствуется уровень педагогического мастерства, создаются теоретические и практические продукты педагогической деятельности.

Методическое объединение классных руководителей является составляющей частью системы управления воспитательным процессом.

Основное назначение МО классных руководителей – комплексное осуществление методического сопровождения деятельности педагогов, осуществляющих классное руководство, содействие их профессиональному росту, внедрение в практику воспитания результативных педагогических технологий, повышение квалификации педагогов без отрыва от основной деятельности.

Целью работы МО классных руководителей является создание профессиональных условий для формирования профессиональных компетенций педагогов в области воспитания и социализации обучающихся.

Задачи работы МО классных руководителей:

  • анализ и планирование работы МО классных руководителей в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательной организации;
  • изучение государственных и региональных нормативно-правовых документов;
  • разработка проектов школьных локальных актов, связанных с деятельностью классных руководителей;
  • разработка проектов положений о проведении творческих и социально-значимых мероприятий образовательной организации;
  • изучение, обобщение и распространение опыта организации воспитательного процесса в классном коллективе;
  • систематизация профессиональных знаний и умений посредством самообразования классных руководителей;
  • внедрение результативных форм и методов воспитания в практику работы классных руководителей образовательной организации.

Деятельность методического объединения осуществляется посредством индивидуальных и групповых форм работы.

К индивидуальным формам работы относятся: консультации, работа педагогов по темам самообразования, собеседования, индивидуальные рекомендации.

К групповым формам работы относятся: лекции, теоретические и практические семинары, мастер-классы, профессиональные игры, дискуссии, круглые столы, коуч-сессии, групповые консультации и др.

Порядок работы МО классных руководителей

Работа МО классных руководителей осуществляется на основании разработанного образовательной организацией положения о методическом объединении классных руководителей.

Управление работой МО осуществляет председатель (руководитель), утверждённый директором школы сроком на один учебный год. Председателем (руководителем) МО классных руководителей может быть заместитель директора по воспитанию и социализации, педагог-организатор, опытный классный руководитель (примерные профессиональные действия председателя МО классных руководителей – см. Приложение № 1).

Работа методического объединения классных руководителей проводится ежемесячно.

Заседания МО проводятся не реже 1 раза в четверть (примерные темы заседаний МО классных руководителей – см. Приложение № 2).

По итогам каждого заседания разрабатываются методические рекомендации, которые затем внедряются в практическую деятельность классных руководителей.

Содержание деятельности МО классных руководителей напрямую связано с воспитательными задачами школы и методическими задачами образовательной организации.

Работа МО классных руководителей начинается с коллективного целеполагания и планирование методической работы.

Исходя из вышеперечисленного, составляется план работы МО классных руководителей (примерная структура плана МО классных руководителей – см. Приложение № 3).

План работы МО классных руководителей составляется председателем МО, рассматривается на первом заседании МО, предварительно согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе и социализации (при отсутствии данной должности в образовательной организации – заместителем директора по учебно-воспитательной или научно-методической работе) и утверждается педагогическим Советом школы.

В план работы МО классных руководителей необходимо включить мероприятия, соответствующие основным направлениям работы МО (основные направления работы МО классных руководителей – см. Приложение № 4).

Контроль деятельности МО осуществляется директором образовательной организации и его заместителем по воспитательной работе и социализации (при отсутствии данной должности в образовательной организации – заместителем директора по учебно-воспитательной или научно-методической работе) в соответствии с планом внутришкольного контроля.

По итогам годовой работы председатель МО составляет анализ работы методического объединения классных руководителей (примерная структура анализа – см. Приложение № 5).

Анализ работы МО является важнейшим ориентиром при планировании работы, так как все запланированные мероприятия должны быть направлены на достижение цели, устранение проблем и решение задач, обозначенных в анализе работы МО классных руководителей.

Документы и отчётность МО классных руководителей:

  • план работы МО, утвержденный сроком на один учебный год;
  • графики взаимопосешений классных часов и внеклассных мероприятий;
  • протоколы заседаний МО классных руководителей;
  • аналитические справки по итогам проведения семинаров, круглых столов, мастер-классов;
  • журнал методических консультаций.

Приложение № 1

Примерные профессиональные действия председателя МО классных руководителей

Председатель методического объединения классных руководителей:

  • анализирует деятельность МО классных руководителей и составляет годовой план работы;
  • координирует работу учителей МО по выполнению годового плана работы;
  • организует повышение квалификации членов МО через городские курсы повышения квалификации, а также постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, «круглые столы», творческие отчёты и т. п.);
  • организует работу наставников с молодыми специалистами и классными руководителями с небольшим опытом работы;
  • обеспечивает методическую помощь классным руководителям в освоении результативных форм и методов воспитания;
  • оказывает методическую помощь педагогам в разработке классных часов;
  • посещает классные часы и другие мероприятия классных руководителей с целью выявления позитивного опыта работы и его дальнейшего распространения;
  • организует мероприятия по обмену педагогическим опытом работы по вопросам воспитания и социализации;
  • осуществляет сотрудничество с Городским методическим центром и другими заинтересованными в методической работе организациями;
  • информирует классных руководителей о городских методических мероприятиях по вопросам воспитания и социализации и активизирует участие членов методического объединения в городских семинарах, конференциях, круглых столах и других формах работы.

Приложение № 2

Примерные темы заседаний и семинаров МО классных руководителей

  • Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации.
  • Анализ и планирование работы МО классных руководителей.
  • Планирование воспитательной работы классного руководителя.
  • Функциональные обязанности классного руководителя.
  • Организация работы с родителями.
  • Классный час – час общения.
  • Организация проблемно-ценностного общения в работе с классным коллективом. Игровые технологии в воспитательном процессе.
  • Проектные технологии в работе классного руководителя.
  • Работа по профилактике асоциального поведения школьников. Роль классного руководителя.
  • Диагностика результативности воспитательного процесса в работе классного руководителя. 
  • Роль педагогического самообразования в формировании профессионального мастерства классного руководителя.
  • Организация сетевого сотрудничества как средство повышения квалификации классных руководителей.

Приложение № 3

Примерная структура плана МО классных руководителей

План работы МО классных руководителей

Сроки проведения

Заседания МО классных руководителей

Обмен педагогическим опытом работы

Обобщение и распространение педагогического опыта работы

Консультации

Участие в городских мероприятиях

Сентябрь

Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации

Взаимопосещение классных часов в 1–4-х классах

Мастер-класс «Игровые технологии в воспитательной работе классного руководителя»

Планирование воспитательной работы с классом

Круглый стол «Итоги и перспективы клуба классных руководителе»

Октябрь

 

Взаимопосещение классных часов в 5–8-х классах

 

Технологии проведения классного часа

Педагогический марафон «Поиск. Находки. Реализация»

Ноябрь

 

Взаимопосещение классных часов в 8–9-х классах

Творческий отчет классных руководителей 5–7-х классов «Организация воспитательной работы в классном коллективе»

 

Семинар «Классный час – час общения»


 Приложение № 4

Примерные направления работы методического объединения классных руководителей:

  • анализ и планирование работы МО классных руководителей;
  • организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и других форм методической работы с классными руководителями;
  • проведение открытых классных часов и внеклассных мероприятий;
  • изучение, обобщение и распространение опыта работы членов МО классных руководителей;
  • оказание консультативной помощи классным руководителям;
  • повышение квалификации классных руководителей через курсовую систему;
  • диагностика результативности воспитательного процесса;
  • разработка положений и других локальных актов, направленных на организацию воспитательной работы;
  • участие в работе Педагогического совета. 

Приложение № 5

Примерная структура анализа работы МО классных руководителей по итогам учебного года

  • Цель и задачи методического объединения классных руководителей, решаемые в течение учебного года.
  • Основные направления работы МО.
  • Формы и методы работы, используемые МО для решения поставленных цели и задач.
  • Уровень активности классных руководителей в работе методического объединения.
  • Участие членов МО в городских методических мероприятиях (выступления, мастер-классы и т. д.)
  • Что удалось и что не удалось реализовать МО классных руководителей в течение учебного года.
  • Возможные причины методических неудач.
  • Динамика деятельности классных руководителей (положительная или отрицательная)
  • Профессиональные затруднения классных руководителей, выявленные в процессе методической работы.
  • Продукт деятельности МО классных руководителей: разработанные школьные локальные акты, положения, методические рекомендации, разработки классных часов и т. д.).
  • Цель и задачи методического объединения классных руководителей на новый учебный год.

Методические рекомендации составлены Тесёлкиной С.В., методистом ГМЦ ДОгМ, teselkinasv@mosmetod.ru