8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
FacebookВКонтактеYouTubeInstagram

Пятница, 18 Ноябрь 2016 17:00

Методическая разработка мастер-класса «Мультфильмы для классного часа. Смотрим. Обсуждаем. Воспитываем»

Воспитательное значение хороших мультфильмов нельзя переоценить. Мультфильмы могут научить ребёнка правилам поведения, подсказать, как действовать в той или иной ситуации, развить умение сопереживать, отстаивать свою позицию. Они являются прекрасным иллюстрационным материалом для классного часа.

Мастер-класс «Мультфильмы для классного часа. Смотрим. Обсуждаем. Воспитываем» направлен на систематизацию знаний педагогов в области педагогического применения мультфильмов в воспитательной работе со школьниками.

Целевая аудитория: заместители руководителей по воспитательной работе, педагоги-организаторы, классные руководители, образовательных организаций города Москвы.

Цель: используя содержание одного мультфильма разработать модель классного часа в форме беседы и диспута.

Задачи:

– практически продемонстрировать участникам мастер-класса возможность проведения беседы и диспута на основе сюжета мультфильмов;

– составить критерии отбора мультфильмов для коллективного просмотра и обсуждения со школьниками;

– на основе сюжета мультфильма сформулировать тему воспитательной беседы, разработать вопросы для проведения беседы с обучающимися, продумать, что станет продуктом деятельность школьников;

– на основе сюжета мультфильма составить план проведения диспута, сформулировав его тему, продумав форму подведения итогов диспута.

Оформление: оборудование для презентации, презентация, листы формата А4 для записей.


Актуализация темы мастер-класса.

Презентация (слайд 1)

Слайд1Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2016 год объявлен Годом российского кино. В этом же году киностудия «Союзмультфильм» отмечает 80-летний юбилей.

  

 

 


Презентация (слайд 2) 

Слайд2Вопросы участникам мастер-класса:

«А вы, коллеги, любите мультфильмы?»,

«Почему мы любим мультфильмы?»,

 

 

Презентация (слайд 3)

 

Слайд3«Могут ли мультфильмы воспитывать?»

 

 

 

 


Презентация (слайд 4)

Слайд4Объявление темы мастер-класса.

Мастер-класс «Мультфильмы для классного часа. Смотрим. Обсуждаем. Воспитываем»







Презентация (слайд 5)

Слайд5Постановка цели: используя содержание одного мультфильма разработать модель классного часа в форме беседы и диспута.

Задачи:

– практически продемонстрировать участникам мастер-класса возможность проведения беседы и диспута на основе сюжета мультфильмов;

– составить критерии отбора мультфильмов для коллективного просмотра и обсуждения со школьниками;

– на основе сюжета мультфильма сформулировать тему воспитательной беседы, разработать вопросы для проведения беседы с обучающимися, продумать, что станет продуктом деятельности школьников;

– на основе сюжета мультфильма составить план проведения диспута, сформулировав его тему, продумав форму подведения итогов диспута.


Презентация (слайд 6)

Слайд6

Трансляция технологии проведения беседы на мини-группе учащихся 5-х классов.

Просмотр фрагмента мультфильма «Гадкий утёнок».

 





Презентация (слайд 7)

Слайд7Вопросы к школьникам:

– Какие эмоции вы испытали после просмотра фрагмента из мультфильма «Гадкий утёнок»? (ответы школьников)

– За что на птичьем дворе так не любили «Гадкого утёнка»? (ответы школьников)

– Как вы думаете, какие чувства испытывал «Гадкий утёнок», когда все жители птичьего двора прогоняли его? (ответы школьников)

 – Можно ли героев мультфильма и их поведение сравнить с людьми и их поступками? (ответы школьников)

– Можем ли мы, просмотрев этот эпизод, сформулировать правила отношения к человеку, отметив в них, как должен и не должен вести себя каждый из нас? (ответы школьников)

Составьте 6 пунктов этих правил (ответы школьников). 

Трансляция технологии проведения диспута на мини-группе учащихся 9-х классов с привлечением группы педагогов, участвующих в мастер-классе.


 Презентация (слайд 8)

Слайд8Просмотр фрагмента советского мультфильма «Винни Пух» киностудии «Союзмультфильм».

 

 

 

 


Презентация (слайд 9)

Слайд 9Просмотр фрагмента мультфильма «Винни Пух» киностудии «Дисней».

Вопрос к аудитории:

Какой «Винни Пух» вам нравится больше?

Деление на группы. I группа – школьники, им предлагается в ходе диспута занять позицию, утверждающую, что иностранные современные мультфильмы интереснее советских.

II группа – педагоги, им предлагается позиция защиты советских мультфильмов. 


Презентация (слайд 10)

Слайд10На слайде – тема диспута «Советские мультфильмы лучше зарубежных?!».

Ведущий обращает внимание участников диспута на двойной смысл темы: в одном случае утверждение, которое обозначено знаком «!», в другом сомнение, обозначенное знаком «?».

 

 

 


Презентация (слайд 11) 

Слайд11Ведущий мастер-класса предлагает участникам диспута доказать свою позицию, приняв участие в следующих раундах:

I раунд диспута (защита позиций). Задача оппонентов – представить и защитить свою позицию.

II раунд – аргументация. В защиту своей позиции необходимо подобрать не менее трёх аргументов.

III раунд – блиц-опрос. Оппоненты формулируют по три провокационных вопроса соперникам.

IV раунд – интервью. Вопросы оппонентам задает ведущий.

V раунд – резюме. Задача оппонентов – изложить собственную позицию и позицию оппонентов так, как они её видят, и привести по три аргумента, подтверждающих, что собственная позиция всё-таки лучше.

Подведение итогов диспута.

Ответ на вопрос:

Какой знак препинания вы поставите в конце предложения «Советские мультфильмы лучше зарубежных?!» и почему?


Презентация (слайд 12)

Слайд12Вопросы для обсуждения с участниками продемонстрованного на мастер-классе диспута:

– Актуально ли использование мультфильмов для проведения классного часа?

– Какие формы работы с обучающимися, построенные на основе сюжета мультфильмов, были продемонстрированы на мастер-классе?

 

 


Презентация (слайд 13)

Слайд 13Просмотр мультфильма «Лёгкая жизнь».

 

 

 

 

 


 

 Презентация (слайд 14)

Слайд14Практическая работа участников мастер-классов. Объединение участников мастер-класса в две фокус-группы.

Работа над проектами.

Проект № 1 – разработка модели классного часа в форме беседы на основе просмотренного мультфильма.

Проект должен содержать: сформулированное название беседы, цель её проведения, воспитательные задачи, перечень примерных вопросов для обсуждения со школьниками, форма подведения итогов беседы, определение примерных критериев отбора мультфильмов для совместного просмотра и обсуждения со школьниками.

Проект № 2 – разработка модели классного часа в форме диспута на основе просмотренного мультфильма.

Проект должен содержать: сформулированное в формате диспута название беседы, цель её проведения, воспитательные задачи, этапы проведения диспута, форма подведения итогов диспута, определение примерных критериев педагогического отбора мультфильмов для совместного просмотра и обсуждения со школьниками.


Презентация (слайд 15)

Слайд15Представление результатов работы фокус-групп: презентация продукта деятельности фокус-групп, озвучивание критериев отбора мультфильмов для совместного просмотра и обсуждения со школьниками. Ведущий подводит итоги работы фокус-групп, комментирует и вносит предложения в представленные проекты.

Критерии отбора мультфильмов для совместного просмотра и обсуждения со школьниками озвучиваются фокус-группами и отражаются на слайде.

 


Презентация (слайд 16)

Слайд16Рефлексия.

Вопросы к участникам мастер-класса:

– Какие задачи воспитания может решить педагог, используя в работе с обучающимися мультфильмы, совместно просматривая и обсуждая их с обучающимися?

– Возникло ли у вас желание после данного мастер-класса провести классный час в форме беседы или диспута, используя в качестве проблематизации и иллюстрирования сюжет мультфильма?

 – Могли бы вы после проведенного мастер-класса составить алгоритм проведения классного часа с использованием средств мультипликации?


Презентация (слайд 17)

Слайд17Ведущий мастер-класса благодарит коллег за участие и желает профессиональных успехов в работе с обучающимися.

 


Данная методическая разработка подготовлена методистом ГМЦ ДоГМ Тесёлкиной С. В. и использована в практической работе с классными руководителями образовательных организаций города Москвы на городских мастер-классах «Воспитание искусством и искусство в воспитании», проведённых 15 ноября 2016 года. 

Отв. за размещение методической разработки – С. В. Тесёлкина, методист ГМЦ ДОгМ.