Версия для печати
Понедельник, 17 Сентябрь 2018 12:41

Положение конкурса «Школьный музей: новые возможности»

ПОЛОЖЕНИЕ

о Городском конкурсе «Школьный музей: новые возможности» на 2018–2019 учебный год 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Конкурса «Школьный музей: новые возможности» (далее – Конкурс).

1.2. Организатором Конкурса является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ДПО Городской методический центр Департамента образования города Москвы).

1.3. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию задач развития системы образования, сформулированных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 134-ПП).

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель: поиск новых подходов к социализации и процессу формирования российской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов Москвы и музеев образовательных организаций.

2.2. Задачи:

- использование музейно-образовательной среды как ресурса культурного и творческого развития обучающихся, патриотического воспитания подрастающего поколения;

- выявление инновационных методик руководителей школьных музеев и распространение опыта их работы; поддержка педагогических инициатив по повышению музейной культуры путём стимулирования участия обучающихся в просветительской и общекультурной деятельности;

- популяризация деятельности музея образовательной организации как пространства образования и воспитания, создание мультимедийных проектов для музейной образовательной среды.

Участники Конкурса

В конкурсе могут принять участие руководители школьных музеев, педагоги, обучающиеся организаций города Москвы (направления 1, 4).

Тематические направления Конкурса, условия участия

Направление 1. «Музейная открытка»: открытка в формате JPEG, посвящённая музею образовательной организации, его истории, музейной экспозиции, музейному экспонату, музейным мероприятиям и акциям (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» открытки, выполненные в любой технике (фото, рисунок, коллаж и т. п.), с краткой аннотацией (количество открыток от 1 до 5 шт.).

Ссылки на конкурсные материалы с указанием тематического направления и авторов работ размещают в системе konkurs.mosmetod.ru. Работы, поданные по направлению «Музейная открытка», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 2. «Музейная азбука»: правила посещения, поведения и организации деятельности обучающихся в школьном музее (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники разрабатывают и размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы, выполненные в любом из предложенных форматов: инструкции, комиксы, фотоальбомы, презентации, видеофильмы, мультфильмы с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.mosmetod.ru. Работы, поданные по направлению «Музейная азбука», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 3. «Музейное волонтёрство»: описание форм и методов осуществления (организации) волонтёрской деятельности в музее образовательной организации, программ обучения волонтёров, проекты создания волонтёрского клуба (центра) (форма участия – дистанционная).
Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы (презентации, тексты) с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.mosmetod.ru.

Работы, поданные по направлению «Музейное волонтёрство», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 4. «Музейная мозаика»: создание и презентация мини-экспозиции, экспонаты которой ассоциируются с «малой родиной» обучающихся,экспонаты с «личной историей» и т. п. (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники разрабатывают и размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы, выполненные в любом из предложенных форматов: текстовый материал, фотоальбомы, презентации с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.mosmetod.ru.

Работы, поданные по направлению «Музейная мозаика», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса.

Направление 5. «Музейная игра»: настольные игры, музейное лото, музейные «пазлы», игры-реконструкции и т. п. (форма участия – дистанционная – очная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» описание игры с фото или презентацией, с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.mosmetod.ru.

Работы, поданные по направлению «Музейная игра», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются номинанты Конкурса. После очной защиты и демонстрации работ экспертное сообщество определяет победителей и призёров Конкурса из числа номинантов. На защиту работ отводится не более 10 минут. Оригинальность приветствуется.

Направление 6. «Музейные находки»: нетрадиционные формы работы в музее: театральные постановки, мастер-классы, выставки-ярмарки, досуговые мероприятия, виртуальная экскурсия по образовательной организации и ее музею; экскурсия-реконструкция,   авторская экскурсия с элементами персональных историй, творческие наглядные проекты (лэпбуки) с использованием экспонатов музея образовательной организации и т. п. (форма участия – дистанционная – очная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы, выполненные в любом из предложенных форматов: текстовый материал, фотоальбомы, презентации с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.mosmetod.ru.

Работы, поданные по направлению «Музейные находки», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются номинанты Конкурса. После очной защиты и демонстрации работ экспертное сообщество определяет победителей и призёров Конкурса из числа номинантов. На защиту работ отводится не более 10 минут. Оригинальность приветствуется.

Направление 7. «Времен связующая нить: урок (занятие) в музее образовательной организации» (форма участия – дистанционная – очная).

Условия участия: участники размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» методические разработки занятий (не более двух авторов) с использованием музейных ресурсов, с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ в соответствии с указанными категориями.

Категория

Музейное занятие

№ 1

для воспитанников дошкольных отделений

№ 2

для учащихся на уровне НОО

№ 3

для учащихся на уровне ООО

№ 4

для учащихся на уровне СОО

№ 5

для обучающихся с ОВЗ (все уровни образования)

Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.mosmetod.ru.

Работы, поданные по направлению «Времен связующая нить: урок(занятие) в музее образовательной организации», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются номинанты Конкурса. После очной защиты (демонстрации) работ эксперты определяют победителя (победителей) и призёров в номинации Конкурса, получивших максимальное количество баллов. Очная защита работ по направлению (методических разработок) будет проводиться в форме мастер-класса с демонстрацией музейного занятия (~ 10 мин.). Конструктор занятия представлен в Приложении 1.

Направление 8. «История прошлого в технологиях будущего»: концепция и видеопрезентация средового музея (ролик-презентация) с описанием будущей модели использования инновационных технологических возможностей для создания интерактивной, удобной, доступной и эффективной музейной среды (форма участия – дистанционная).

Условия участия: участники разрабатывают и размещают на сайте образовательной организации в разделе «Школьный музей» конкурсные материалы с указанием тематического направления Конкурса и авторов работ. Ссылки на материалы участники Конкурса размещают в системе konkurs.mosmetod.ru.

Работы, поданные по направлению «История прошлого в технологиях будущего», проходят заочную экспертизу с выставлением баллов в соответствии с критериями, по результатам которой определяются победители и призёры Конкурса. (Приложение 2).

3. Сроки, порядок и организация проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится с октября 2018 года по 30 апреля 2019 года.

3.1. В Конкурсе могут принять участие авторы индивидуальных и коллективных работ (количество авторов 1 работы не более 2).

4. Сроки проведения конкурсных мероприятий

Дата проведения

Мероприятие

Место проведения

Октябрь 2018 г.

Регистрация участников Конкурса (тематические направления 1–8) в сиcтеме konkurs.mosmetod.ru

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Размещение на сайте образовательной организации и в личных кабинетах (в системе konkurs.mosmetod.ru) конкурсных материалов (тематические направления
1–3 и 8)

Консультации методистов по оформлению конкурсных материалов. Обучающие семинары, вебинары

Ноябрь 2018 г.

Экспертиза материалов, определение победителей и призёров (тематические направления 1–3)

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Размещение на сайте образовательной организации и в личных кабинетах (в системе konkurs.mosmetod.ru) конкурсных материалов (тематическое направление 4)

Отбор лучших конкурсных работ по результатам экспертного обсуждения и определение победителей и призёров конкурса (тематическое направление 8)

Декабрь 2018 г.

Экспертиза материалов, определение победителей и призёров (тематическое направление 4)

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Размещение на сайте образовательной организации и в личных кабинетах (в системе konkurs.mosmetod.ru) конкурсных материалов (тематическое направление 5)

Январь 2019 г.

Экспертиза материалов, определение номинантов (тематическое направление 5)

ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Размещение на сайте образовательной организации и в личных кабинетах (в системе konkurs.mosmetod.ru) конкурсных материалов (тематические направления
6–7)

Февраль 2019 г.

Экспертиза материалов, определение номинантов (тематические направления 6–7)

 ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Мастер-классы участников (призёров) Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» (тематические направления 5–6), определение победителей и призёров

Март 2019 г.

Мастер-классы участников (призёров) Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» (тематическоенаправление 7), определение победителей и призёров

 ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Апрель 2019 г.

Подведение итогов Конкурса, обобщение и представление передового педагогического опыта

 ГБОУ ГМЦ ДОгМ

 

5. Критерии оценки работ (выступлений) участников

Максимальная оценка по каждому критерию – 10 баллов, итоговая оценка не может превышать 50 баллов.

5.1. Критерии оценки работ по направлению 1 «Музейная открытка»: 

– соответствие теме Конкурса: открытка(и) должна(ы) быть о музее образовательной организации, о его экспонатах, экспозициях, о людях, создающих музей, о посетителях, о музейной деятельности и т.п.;
– художественность и оригинальность: открытка должна привлекать внимание особенностью художественного решения (композиция, цвет и др.) и оригинальностью;
– информативность;
– качество изображения;
– доступность восприятия художественного замысла автора.

5.2. Критерии оценки работ по направлению 2 «Музейная азбука»:

– авторский подход;
– оригинальность;
– эстетичность оформления;
– технологичность (возможность тиражирования);
– разнообразие форм организации деятельности обучающихся.

5.3. Критерии оценки работ по направлению 3 «Музейное волонтерство»:

– мотивация: презентация (описание) практики (методов, способов) привлечения, удержания и мотивации обучающихся в качестве музейных волонтёров;
– реальность: описание многообразия реальных форм волонтёрской деятельности в музее образовательной организации;
– компетенции: описание способов формирования основополагающих компетенций и личностных качеств обучающегося при участии в волонтёрской деятельности;
– перспективы: наличие программы обучения музейных волонтёров, планы на будущее, возможности;
– рефлексия: описание способов фиксации «успехов и неудач» волонтёров, способствующих развитию рефлексивных умений; объективная оценка руководителем музея (музейным педагогом) собственной деятельности в развитии волонтёрского движения.

5.4. Критерии оценки работ по направлению 4 «Музейная мозаика»:

– авторский подход;
– оригинальность;
– учёт возрастных особенностей обучающихся при организации мини-экспозиции;
– качество представленного материала, дизайн;
– активное использование музейных предметов.

5.5. Критерии оценки работ по направлению 5 «Музейная игра»:

– оригинальность;
– наличие инструкции с описанием правил игры, её комплектации;
– технологичность (доступные правила игры, возможность тиражирования, разработки альтернативных вариантов);
– соответствие игроков заявленной возрастной категории;
– наличие развивающих функций игры.

5.6. Критерии оценки работ по направлению 6 «Музейная находка»:

– целесообразность выбора форм музейной деятельности;
– учёт возрастных особенностей аудитории;
– качество представленного материала, дизайн;
– оригинальность;
– авторский подход.

5.7. Критерии оценки работ по направлению 7 «Времен связующая нить: урок (занятие) в музее образовательной организации»:

– педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы при проведении занятий в музее;
– новизна и актуальность представленных материалов;
– учёт возрастных особенностей обучающихся;
– разнообразие форм организации деятельности обучающихся;
– соответствие представленного материала структуре конструктора музейного занятия (см. Приложение 1).

5.7.1. Критерии оценки мастер-класса:

– наличие целей и задач, степень их реализации;  
– реализация системно-деятельностного подхода;
– преобладание деятельности учащихся над деятельностью учителя;
– уровень визуализации и технологичность урока;
– активное использование музейных предметов;
– культура публичного выступления (аргументированность, логичность, последовательность изложения).

Для проведения мастер-класса Оргкомитет предоставляет мультимедийное оборудование. Допускается демонстрация проекта на оборудовании авторов.

В ходе демонстрации занятия оказывается техническая помощь.

Время, предоставляемое для демонстрации мастер-класса – 15 минут, из которых 5 минут отводится для ответов на вопросы экспертов. Через 9 минут после начала выступления конкурсант будет предупреждён о том, что до окончания мастер-класса осталась одна минута.

На демонстрации мастер-класса могут присутствовать лица, сопровождающие участника конкурса, но не более двух человек на каждого участника. Отвечать на вопросы экспертов могут только конкурсанты, представляющие мастер-класс. Вопросы могут носить только уточняющий характер.

После завершения мастер-классов все эксперты заполняют протоколы оценки. В соответствии с заполненными протоколами Оргкомитет выявляет победителей Конкурса.

5.8. Критерии оценки конкурсной работы по направлению 8 «История прошлого в технологиях будущего».

– соответствие теме направления;
– описание перспектив развития концепции и возможностей ее практической реализации в образовательной организации;
– разнообразие форм организации деятельности обучающихся;
– креативность, инновационность содержания и актуальность материала;
– наличие результатов и выводов, соответствующих поставленной цели.

6. Подведение итогов Конкурса

6.1. Статус участника Конкурса определяется отдельно по каждому направлению.

6.2. Итоги Конкурса публикуются на сайте Городского методического центра http://mosmetod.ru без указания персональных данных, а также в личном кабинете участника.

6.3. Итоги Конкурса являются окончательными, апелляция не предусмотрена.

Представленные на Конкурс материалы не рецензируются.

6.4. Участники Конкурса получают электронный сертификат участника.

6.5. В каждой номинации определяются победители и призёры Конкурса.

6.6. Сертификаты участников, дипломы призёров и победителей размещаются в личных электронных кабинетах участников Конкурса.

7. Организационный комитет Конкурса

7.1. Для организации и проведения Конкурса создается городской Организационный комитет Конкурса (далее – Оргкомитет).

7.2. Оргкомитет Конкурса состоит из руководства и методистов ГБОУ Городской методический центр ДОгМ и выполняет следующие функции:

– формирует состав экспертов и организует их работу;
– осуществляет подготовку, проведение и общее руководство Конкурсом;
– определяет систему поощрения и награждения участников.

7.3. Оргкомитет конкурса формирует состав экспертной комиссии из представителей Московского городского совета ветеранов, московских музеев, методистов Городского методического центра. Экспертная комиссия осуществляет оценку конкурсных материалов в соответствии с критериями.

Состав Оргкомитета Конкурса

- Зинин Андрей Сергеевич – председатель Организационного комитета, директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы;

- Антонов Николай Викторович – заместитель председателя Организационного комитета, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы;

- Тесёлкина Светлана Владимировна– заместитель председателя Организационного комитета, методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

- Камагина Ольга Евгеньевна – секретарь Организационного комитета, методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы.


п/п

Ф.И.О. методиста

Контактный телефон

Е-mail

1.

Камагина Ольга Евгеньевна

8 (499) 763-67-59

kamaginaoe@mosmetod.ru

2.

Литовский Андрей Николаевич

8 (499) 763-67-59

litovskiyan@mosmetod.ru

3.

Мелина Светлана Ивановна

8 (499) 763-67-59

melinasi@mosmetod.ru

4.

Шишкин Сергей Валерьевич

8 (499) 763-67-59

shishkinsv@mosmetod.ru

5.

Щербаков Сергей Николаевич

8 (499) 763-67-59

scherbakowsn@mosmetod.ru

 

Приложение 1

Конструктор музейного занятия

Вид и название материала  

1. Подробный сценарий проведения музейного занятия (классного часа), включающий ссылки на источники материала и интернет-ресурсы

Файл «Сценарий», название файла – 
«scenario»

2. Презентация к занятию

Файл «Презентация», название файла – «present»

3. Рабочие материалы для обучающихся (рабочие листы, раздаточный материал и т. д.)

Папка   с   файлами    – «Приложения», название файла – «pril»

4. Краткое описание занятия для анонса с указанием автора

Файл «Анонс», название файла , «trailer»

С более подробной информацией о разработке музейного занятия можно ознакомиться по ссылкам:

  1. Презентация к музейному занятию.
  2. Рекомендации к презентации.
  3. Структура музейного занятия (конструктор).

Приложение 2

Требование к разработке конкурсных материалов по тематическому направлению № 8 «История прошлого в технологиях будущего»

Концепция средового музея должна быть направлена на создание среды, оказывающей влияние на формирование гуманистических качеств личности обучающихся, включать возможности применения инновационных технологических решений для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Конкурсная работа (тематическое направление 8) выполняется в форме ролика-презентации, соответствующего следующим требованиям:

– содержание ролика должно соответствовать тематике конкурса;
– длительность – не более 5 минут;
– ролик может содержать видео, текст, изображения, голос, музыку, др.;
– форматы видеороликов AVI, WMF, MPEG4, MPEG2, Xvid, DivX;
– содержание видеороликов не должно противоречить законодательству РФ.

Ролик-презентация должен включать:

– основные цели реализации концепции;
– приоритетные направления реализации концепции;
– методы и средства, необходимые для обеспечения реализации концепции;
– планируемые результаты реализации концепции.

Скачать текст положения