Версия для печати
Вторник, 21 Февраль 2017 16:22

Городской конкурс сольного пения «Вокальный серпантин»

Положение

о Городском конкурсе сольного пения «Вокальный серпантин»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи Городского конкурса вокалистов «Вокальный серпантин» (далее – Конкурс).

1.2. Организация Конкурса направлена на реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Государственной «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», положений «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указа Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

1.3. Конкурс проводится среди учащихся 1–11-х классов образовательных организаций г. Москвы.

1.4. Предметом Конкурса являются выступления учащихся образовательных организаций г. Москвы с исполнением народных, академических и эстрадных вокальных произведений.

1.5. Организация Конкурса направлена на повышение интереса школьников к вокальному искусству.

1.6. Настоящее положение регламентирует порядок и условия проведения Конкурса.

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель Конкурса – содействие формированию духовной культуры личности обучающегося через освоение и исполнение лучших образцов классического и современного искусства.

2.2. Задачи Конкурса:

– содействие развитию творческого потенциала участников;

– выявление талантливых юных вокалистов, предоставление им возможности для самовыражения;

– пропаганда и популяризация русской классической и современной вокальной музыки;

– совершенствование исполнительского мастерства участников Конкурса.

3. Оргкомитет Конкурса

3.1. Организаторами Конкурса являются Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке (далее – МГИМ им. А. Г. Шнитке) и Городской методический центр Департамента образования г. Москвы (далее – ГМЦ ДОгМ).

3.2. Для организации и проведения Конкурса создается Оргкомитет, в состав которого входят сотрудники и преподаватели МГИМ им. А. Г. Шнитке и сотрудники ГМЦ ДОгМ.

3.3. Оргкомитет осуществляет следующую деятельность:

– оперативно доводит до сведения конкурсантов и их представителей информацию, касающуюся проведения Конкурса;

– принимает заявки на участие в Конкурсе;

– формирует состав жюри;

– определяет время и место проведения конкурсных мероприятий;

– разрабатывает систему поощрения, награждения участников.

3.4. Состав Оргкомитета:

  • Щербакова А. И. – и.о. ректора МГИМ им. А. Г. Шнитке;
  • Решетников Д. В. – начальник управления по концертной и воспитательной работе МГИМ им. А. Г. Шнитке;
  • Лебедева М. В. – директор ГМЦ ДОгМ;
  • Кизин М. М. – народный артист РФ, профессор МГИМ им. А. Г. Шнитке;
  • Белоусова А. С. –  заслуженная артистка РФ, профессор МГИМ им. А. Г. Шнитке;
  • Комиссарова Л. Г. – старший методист ГМЦ ДОгМ;
  • Васильева О. А. – методист ГМЦ ДОгМ.

3.5. В состав жюри входят квалифицированные преподаватели МГИМ им. А. Г. Шнитке – специалисты по постановке голоса, сольному пению.

3.6. Настоящее Положение, а также другие материалы, касающиеся Конкурса, размещаются на сайте МГИМ им. А. Г. Шнитке http://www.schnittke-mgim.ru/ и на сайте ГМЦ ДОгМ http://mosmetod.ru/ (в разделе «Конкурсы»).

3.7. Работа Оргкомитета строится на основании данного Положения.

4. Участники Конкурса

4.1. Конкурс проводится в трёх возрастных группах:

– младшая группа (учащиеся 1–4-х классов);

– средняя группа (учащиеся 5–8-х классов);

– старшая группа (учащиеся 9–11-х классов).

Участниками конкурса являются лауреаты II этапа городского Фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств – 2017» в вокальном жанре (не более 10 человек от округа, всего не более 110 участников).

5. Порядок и сроки проведения Конкурса

5.1. Конкурсное прослушивание состоится после подведения итогов II этапа Городского фестиваля «Эстафета искусств – 2017», с 15 по 20 марта 2017 года. Место проведения Конкурса – МГИМ им. А. Г. Шнитке (г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10).

5.2. Порядок выступлений участников Конкурса определяется жеребьёвкой в день выступления.

5.3. Конкурсные прослушивания проводятся публично в 3 дня по группам.

5.4. Участники Конкурса исполняют 2 (два) разнохарактерных (или разножанровых) произведения общей продолжительностью до 7 минут. Последовательность исполнения произведений – по желанию участника. Все произведения должны исполняться наизусть, на языке оригинала.

5.5. Жюри вправе остановить выступление участников, превышающих регламент выступления.

5.6. Выступление на Конкурсе предполагает концертную одежду для всех участников.

5.7. Присутствие педагога образовательной организации, подготовившего участника конкурса, обязательно!

5.8. Участие в Конкурсе означает согласие со всеми его условиями, изложенными в данном Положении.

5.9. Ответственность за жизнь и здоровье участников Конкурса несут сопровождающие педагоги, руководители коллективов, родители (опекуны).

Оргкомитет оставляет за собой право на изменение сроков проведения этапов фестиваля-конкурса.

6. Критерии оценки выступления участников Конкурса

6.1. Академическое и народное пение

Академическое произведение исполняется:

- в сопровождении фортепиано или других акустических инструментов;

- a'capella.

Народный репертуар исполняется:

- в сопровождении нардных инструментов;

- a'capella.

Академический вокал и народное пение не предполагают использования микрофона и иной усиливающей аппаратуры. Использование фонограмм не допускается.

Критерии оценки:

При оценке выступления исполнителя принимается во внимание

- музыкальность, артистизм, художественная трактовка образа;

- тембр голоса;

- чистота интонации;

- дикция;

- диапазон;

- высокохудожественное содержание репертуара;

- соответствие репертуара возрастным и индивидуальным возможностям исполнителя;

- сценическая культура.

6.2. Эстрадное пение и джазовый вокал

Допускается исполнение произведения на любом иностранном языке с предоставлением перевода текста на русский язык, отпечатанного на бумаге формата А4, кегль 14.

Джазовый вокал, прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а также подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её, но, не покидая нужной гармонии.

Критерии оценки

При оценке выступления исполнителя принимается во внимание:

- соответствие репертуара возрасту исполнителя;

- уровень владения техникой эстрадного вокала (дыхание, артикуляция, интонация, певческий диапазон);

- исполнительская культура (уместное владение приёмами эстрадно-вокальной техники, работа с микрофоном);

- качество музыкального сопровождения, оригинальность вокальной и инструментальной аранжировки репертуара;

- воплощение художественного образа в исполняемом произведении: музыкальность, артистизм, режиссура номера, сценический костюм.

Технические требования:

- допускается исполнение только под фонограмму «минус один» или с живым аккомпанементом;

- не допускается использование фонограмм с записанным duble (дублирование мелодии в любом виде);

- допускается живое музыкальное сопровождение (рояль, аккордеон и т. д.) и в виде фонограмм, качественно записанных с указанием автора музыки и исполнителя;

- фонограмма должна быть записана на СD-диске и USB-накопителе;

- в случае использования CD желательно иметь отдельный диск для каждого номера;

- дублирующие записи фонограмм на флеш-носителях обязательны;

- фонограммы на кассете на конкурс не принимаются;

- не допускаются фонограммы «караоке».

7. Жюри Конкурса

7.1. Распределение мест производится на основании протокола жюри и количества баллов, набранных каждым участником.

7.2. Жюри имеет право не присуждать призовое место, присуждать два призовых места, назначать дополнительные поощрительные номинации. В случае особенно выдающихся результатов жюри оставляет за собой право присуждать Гран-при.

7.3. Решение жюри на всех этапах Конкурса является окончательным и обжалованию не подлежит.

7.4. Жюри вправе остановить выступление участника, нарушившего требования, указанные в положении Фестиваля.

8. Награждение участников и победителей Конкурса

8.1. Все участники Конкурса вокалистов «Вокальный серпантин» получают сертификаты участников.

8.2. Педагоги, подготовившие участников, получают благодарственные письма.

8.3. В каждой возрастной группе определяются призовые места; участники, занявшие их, награждаются дипломами. Возможно также награждение участников Конкурса в номинациях, наиболее ярко проявивших себя в одном из аспектов выступления; решение о дополнительных номинациях принимается жюри в ходе второго этапа.      

8.4. Награждение победителей Конкурса проводится в торжественной обстановке в концертном зале МГИМ им. А. Г. Шнитке 22 марта 2017 года в 18:00.

9. Оформление заявки на участие в Конкурсе

9.1. Заявка для участия в Конкурсе должна быть составлена по форме (Приложение 1). Заявки оформляются методистом ГМЦ ДОгМ и предоставляются в МГИМ им. А. Г. Шнитке после формирования списков лауреатов II этапа Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств – 2017» в вокальном жанре. Приём заявок осуществляется до 10 марта 2017 года.

10. Рекомендуемый репертуар по возрастным группам

Младшая группа (учащиеся 1–4-х классов)

  • Адлер Е. «Кукла заболела»;
  • Адлер Е. «Падежи»;
  • Аренский А. «Детская песня»;
  • Баневич С. П. «Волшебный городок», «Солнышко проснётся», «Мамин день», «Смелые утята»;
  • Бетховен Л. «Сурок»;
  • Брамс И. «Петрушка»;
  • Веврик Е. «Котя»;
  • Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»;
  • Дубравин Я. «Вождь краснокожих»;
  • Дубравин Я. «Незнайка», «Дядя Стёпа»;
  • Дубравин Я. «Добрый день»;
  • Итальянская народная песня в обр. Долуханяна А. П. «Четыре таракана и сверчок»;
  • Кабалевский Д. «Праздник весёлый», «Песня о школе», «Наш край»;
  • Калинников В. «Звёздочки», «Солнышко»;
  • Ковнер И. «Ёлка»;
  • Кравченко Б. «Башмачки»;
  • Крупа – Шушарина С. «Лягушки-музыканты», «Новогодняя песенка», «Дебют кошки и мышки»;
  • Крылатов Е. П. «Прекрасное далеко», «Крылатые качели», «Колыбельная медведицы»;
  • Кюи Ц. «Зима», «Майский день», «Осень»;
  • Левина З. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик», «Что нам осень принесёт», «Настали дни чудесные»;
  • Минков М. «Дорога добра»;
  • Моцарт В. А. – Флисс «Колыбельная»;
  • Парцхаладзе М. «Лягушонок»;
  • Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»;
  • Петров А. «Зов синевы»;
  • Плешак В. «Собачкины огорчения»;
  • Ребриков В. «Летнее утро», «Поздняя весна», «Птичка»;
  • Рыбников А. «Буратино»;
  • Спадавеккиа А. «Добрый жук»;
  • Ханок Э. «Песня первоклассника»;
  • Шаинский В. «Песня Незнайки».

    Народные песни

  • Английские: «Спи, малыш» в обр. В. Локтева, «Колыбельная» в обр. Н. Баратовой;
  • Белорусская нар. песня «Перепёлочка» в обр. А. Туренкова;
  • Болгарская нар. песня «Рак-бездельник»;
  • Валлийская нар. песня «Гвен»;
  • Венесуэльская нар. песня «Тараканщик» в обр. Букина В.;
  • Немецкие нар. песни: «Соловей и лягушки», «Хохлатка», «Гусята»;
  • Русские нар. песни: «Ах, вы сени, мои сени», «Как у наших у ворот», «Во поле берёзонька стояла», «Идёт коза рогатая», «Липонька в поле»;
  • Сербская нар. песня «Лирическая» в обр. Р. Глиэра;
  • Украинская нар. песня «Ой, в лесу есть калина» в обр. Л. Ревуцкого;
  • Чешская нар. песня «Петушок»;
  • Французские нар. песни: «В Париж», «Хоровод», «Песенку сыграй», «Куклы», «Как мне маме объяснить»,«Братец Яков», «Снежная сказка», «Котик заболел».

    Средняя группа (учащиеся 5–8-х классов)

  • Александров А. «Весёлые стрижи»;
  • Баневич С. П. «Считалочка»;
  • Бах И. С. «Ты шуми, зелёный бор»;
  • Брамс И. «Колыбельная»;
  • Булахов П. «Колокольчики»;
  • Веврик Е. «Котя»;
  • Гайдн И. «К дружбе»;
  • Гайдн И. «Тихо дверцу в сад открой»;
  • Гладков Г. «Песня-спор»;
  • Григ Э. «Заход солнца»;
  • Григ Э. «Лесная песнь»;
  • Дубравин Я. «Музыка в лесу»;
  • Дубравин Я. «Снеженика» «Гаммы», «Кожаный мяч», «Попутная песня»;
  • Дубравин Я. «Про Емелю», «Снегурочка»;
  • Долуханян А. П. «Четыре таракана и сверчок»;
  • Дунаевский И. «Спой нам, ветер», «Скворцы прилетели»;
  • Дубравин Я. «Страна Читалия»;
  • Дубравин Я. «Я рисую»;
  • Ефимов Т. «ЭВМ»;
  • Кабалевский Д. «Счастье»;
  • Калныньш А. «Музыка»;
  • Крупа – Шушарина С. «Именины паука»;
  • Крылатов Е. «Лесной олень»;
  • Марченко Л. «Как ни странно», «Осенний бал», «Старая кукла»;
  • Мендельсон Ф. «Зимняя песня», «Привет»;
  • Модуньо Д. «Дождь идёт»;
  • Моцарт В. А. «Приход весны»;
  • Моцарт В. А. «Детские игры»;
  • Моцарт В. А. – Флисс «Колыбельная»;
  • Наумова А. С. «Солнечные зайчики»;
  • Тома А. «Вечерняя песня»;
  • Тугаринов Ю. «Весеннее настроение», «Желанная пора»;
  • Чичков Ю. «Голубая дорога»;
  • Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка»;
  • Плешак В. «Собачкины огорчения»;
  • Струве Г. «Весенняя песенка»;
  • Шаинский В. «Крейсер «Аврора», «Облака», «Когда мои друзья со мной»;
  • Шуман Р. «Песочный человечек», «Совёнок».

    Народные песни

  • Белорусские нар. песни: «Дудочка-дуда», «Сел комарик на дубочек»;
  • Грузинская нар. песня «Сулико»;
  • Датская нар. песня «Зимний карнавал»;
  • Кубинская нар.песня «Мама»;
  • Польская нар. песня «Кукушка»;
  • Русские нар. песни: «Уж как пал туман», «В чистом поле тропина», «Как на тоненький ледок» в обр. М. Иорданского;
  • Словацкая нар. песня «Ночь сизокрылая»;
  • Украинская нар. песня «В лесу есть калина» в обр. Л. Ревуцкого;
  • Французская «Кадэ Руссель» в обр. Ж. Векерлена.

    Старшая группа (учащиеся 9–11-х классов)

  • Алябьев А. «Незабудочка», Зимняя дорога», «Собрались мы к хозяину», «Я вас любил»;
  • Бенедетто Л. «Луч солнца»;
  • Бетховен Л. «Волшебный цветок»;
  • Булахов П. «Тук, тук, тук, как сердце бьётся»;
  • Булахов П. «Колокольчики мои», «Пахнет полем воздух чистый», «Степь одна кругом глухая»;
  • Варламов А. «Горные вершины»;
  • Веккерлен Ж. «Менуэт экзоде»;
  • Веккерлен Ж. «Пастушка-резвушка», «Бродя в лесах»;
  • Гаврилин А. «Мама»;
  • Гайдн И. «К дружбе»;
  • Гладков Г. «А ты знаешь»;
  • Гладков Г. «Тихий марш», «Будьте здоровы»;
  • Глинка М. «Венецианская ночь»;
  • Григ Э. «Старая песня»;
  • Григ Э. «В лесу», «Летний вечер», «Избушка»;
  • Гурилев А. «Сарафанчик»;
  • Гурилев А. «Домик-крошечка»;
  • Гурилев А. «Колокольчик»;
  • Дунаевский И. «Весна идёт»;
  • Дунаевский М. «Лев и брадобрей»;
  • Дунаевский М. «33 коровы»;
  • Дубравин Я. «Пойте с нами»;
  • Ефимов Т. «Грим»;
  • Ефимов Т. «Три Дворника»;
  • Ефимов Т. «Зонтик»;
  • Кабалевский Д. «Артековский вальс», «Серенада красавицы», «Счастье», «Серенада Дон Кихота»;
  • Кабалевский Д. «Вежливый вальс»;
  • Кюи Ц. «Царскосельская статуя», «Весенняя песенка»;
  • Манчини Р. «Лунная река;
  • Марченко Л. «Италия»;
  • Марченко Л. «Кискин блюз»;
  • Марченко Л. «Серёжка»;
  • Минков М. «Дорога добра»;
  • Моцарт В. А. «Рассказать ли в тишине»;
  • Моцарт В. А. «Детские игры», «Весенняя»;
  • Наумова А. С. «Вальс со Штраусом»;
  • Наумова А. С. «Офицеры, выходите на парад»;
  • Паулс Р. «Мальчик и сверчок»;
  • Паулс Р. «Звёздочка»;
  • Перголези Дж. «Если любишь», «Канцонетта»;
  • Роджерс Р. «Эдельвейс»;
  • Струве Г. «Я хочу увидеть музыку»;
  • Струве Г. «Океан улыбок»;
  • Шопен Ф. «Вестница»;
  • Шопен Ф. «Желание»;
  • Шуберт Ф. «Аве Мария»;
  • Шуберт Ф. «К музыке», «Форель»;
  • Австрийская нар. песня «На склонах альмы»;
  • Английские нар. песни «Ах, нет, Джон», «Помнишь ли ты»;
  • Болгарская нар. песня «Вот что значит – петь как надо»;
  • Галийская нар. песня «Скрипка на селе играет»;
  • Грузинская нар. песня «Сулико»;
  • Латышская нар. песня «Ярче розы я девчонка»;
  • Итальянская нар. песня «Счастливая»;
  • Немецкая нар. песня «Весна» в обр. В. Каратыгина;
  • Немецкая нар. песня «Спящая красавица» в обр. Й. Брамса;
  • Русская нар. песня «Коровушка» в обр. А. Гурилева;
  • Русская нар. песня «Не летай, соловей» в обр. А. Егорова;
  • Русская нар. песня «Все мы песни перепели» в обр. А. Лядовой;
  • Русская нар. песня «Я на камушке сижу»;
  • Финская нар. песня «Финский лес»;
  • Французская нар. песня «Птички»;
  • Хорватская нар. песня «Под окошком твоим» в обр. Ф. Кюсаака.

Ответственный за информацию: Комиссарова Лилия Геннадьевна.

Телефон: 8 (499) 763-67-62.

Электронная почта: komissarovalg@mosmetod.ru